Екатеринбург. Вдоль Исети. Плотинка

May 27, 2016 19:04

Исеть - река, проходящая через центр Екатеринбурга. Её общая длина - 606 км.
Сам город строился как крепость в Угорской провинции при реке Исеть для заводов, фабрик и мануфактур, а назвали его в честь супруги Петра I - императрицы Екатерины I. То есть вдоль Исети самое что ни на есть историческое ядро города. Поэтому небольшая прогулка вдоль реки не может быть скучной.
Вид с плотины, построенной в год основания города (1723) из гранита и лиственницы для работы завода, корпуса которого мы ещё увидим (неоднократно укреплялась и расширялась). На пешеходной тропе полвека назад поставили родонит - минерал, добываемый в Свердловской области.



И мы сразу же видим старинный каменный мост 1840-1844 гг. Архитектор - Э.Х. Сарториус. Выложен из бута и гранитного плитняка.



12-метровая скульптура революционера Малышева из красного гранита установлена в 1977 году. По каменному мосту проходит названная в честь него улица.



Пешеходный мост к музею изобразительных искусств. Расположился он в здании госпиталя екатеринбургского завода, построенном в 1749 году.



Мост облюбовали влюблённые и обвешали его замками.



Вся территория от плотины до каменного моста зовётся "Плотинкой". Более официальное название - Исторический сквер. Или "Плотинный сквер". Он был создан в 1887 году на берегу Исети на территории "железоделательного" завода. Ведут в него массивные каменный ворота. Людская тропа ведёт в обход :)



Вид от пешеходного моста до плотины. В октябре сквер конечно был не таким зелёным, как летом.



В бывших корпусах завода расположились музеи. Музей архитектуры и дизайна открыт в 1975 году в бывших цехах Екатеринбургской механической фабрики, как "Музей истории планировки и застройки г. Свердловска". Кстати получилось, что сфотографировал я его сразу после реконструкции.



Тут же - открытая экспозиция станков и машин, использовавшихся в цехах уральских заводов.



Мостовой кран английского производства действовал на Верх-Исетском металлургическом заводе до 1970-х гг. На основе ручного привода он поднимал грузы до 15 т.



Ножницы производства Германии (начала XX в.) для резки листового металла из углеродистой и низколегированной стали, использовались на Уралмаше.



Ещё два пресса с Уралмаша: обрезной американского производства начала XX в., предназначавшийся для обрезки облоя после штамповки поковок; и двухкривошипный, изготовленный в 1930 г. на машиностроительном заводе им. Коминтерна (г. Златоуст, Челябинской обл.).



Листопрокатная клеть, Нейво-Шайтанский завод, конец XIX в.



Паровоздушный молот изготовлен на УЗТМ в 1938 г. Служил для штамповки поковок из углеродистых и легированных сталей различной конфигурации.



Машина паровая реверсивная (машина Эрхарда и Земмера), действовавшая в конце XIX в. на Нижне-Салдинском заводе, была изготовлена в Германии и собрана на заводе под руководством известного уральского инженера, металлурга Грум-Гжимайло.



Наряду с подлинниками XIX в. представлена модель бессемеровского конвертера, Нижне-Салдинский завод. XIX в. Конвертер демонстрирует новый этап в развитии металлургии - переход от выделки кричного железа к производству качественных сталей способом Бессемера.



А наблюдает за всей этой экспозицией, как вы все уже заметили, император Пётр I (открыт в 1992 году). Исторический постамент сообщает, что он - основатель горно-заводского дела на Урале. Оригинал бюста стоял до революции на верхнем бьефе плотины.



Вид на сквер с обратной стороны.



Музей природы расположился в здании малых кузниц и котельной екатеринбургской механической фабрики, построенном в 1865 году. Архитектор Э.Х. Сарториус.



Вид на здание с плотины.



Ещё одни ворота.



Тут же - ещё одна историческая постройка федерального значения - водонапорная башня железнодорожных мастерских Екатеринбурга 1880-х гг. К заводу само собой были протянуты железнодорожные пути. Нижняя часть башни сделана из гранита, верхняя часть из дерева.



А о том, что находится дальше - в очередном посте про Екатеринбург.

река Исеть, Екатеринбург, путешествия, водонапорная башня, завод, мост, классицизм, архитектура, объект культурного наследия, река, музей

Previous post Next post
Up