Исеть - река, проходящая через центр Екатеринбурга. Её общая длина - 606 км.
Сам город строился как крепость в Угорской провинции при реке Исеть для заводов, фабрик и мануфактур, а назвали его в честь супруги Петра I - императрицы Екатерины I. То есть вдоль Исети самое что ни на есть историческое ядро города. Поэтому небольшая прогулка вдоль реки не может быть скучной.
Вид с плотины, построенной в год основания города (1723) из гранита и лиственницы для работы завода, корпуса которого мы ещё увидим (неоднократно укреплялась и расширялась). На пешеходной тропе полвека назад поставили родонит - минерал, добываемый в Свердловской области.
И мы сразу же видим старинный каменный мост 1840-1844 гг. Архитектор - Э.Х. Сарториус. Выложен из бута и гранитного плитняка.
12-метровая скульптура революционера Малышева из красного гранита установлена в 1977 году. По каменному мосту проходит названная в честь него
улица.
Пешеходный мост к музею изобразительных искусств. Расположился он в здании госпиталя екатеринбургского завода, построенном в 1749 году.
Мост облюбовали влюблённые и обвешали его замками.
Вся территория от плотины до каменного моста зовётся "Плотинкой". Более официальное название - Исторический сквер. Или "Плотинный сквер". Он был создан в 1887 году на берегу Исети на территории "железоделательного" завода. Ведут в него массивные каменный ворота. Людская тропа ведёт в обход :)
Вид от пешеходного моста до плотины. В октябре сквер конечно был не таким зелёным, как летом.
В бывших корпусах завода расположились музеи. Музей архитектуры и дизайна открыт в 1975 году в бывших цехах Екатеринбургской механической фабрики, как "Музей истории планировки и застройки г. Свердловска". Кстати получилось, что сфотографировал я его сразу после реконструкции.
Тут же - открытая экспозиция станков и машин, использовавшихся в цехах уральских заводов.
Мостовой кран английского производства действовал на Верх-Исетском металлургическом заводе до 1970-х гг. На основе ручного привода он поднимал грузы до 15 т.
Ножницы производства Германии (начала XX в.) для резки листового металла из углеродистой и низколегированной стали, использовались на Уралмаше.
Ещё два пресса с Уралмаша: обрезной американского производства начала XX в., предназначавшийся для обрезки облоя после штамповки поковок; и двухкривошипный, изготовленный в 1930 г. на машиностроительном заводе им. Коминтерна (г. Златоуст, Челябинской обл.).
Листопрокатная клеть, Нейво-Шайтанский завод, конец XIX в.
Паровоздушный молот изготовлен на УЗТМ в 1938 г. Служил для штамповки поковок из углеродистых и легированных сталей различной конфигурации.
Машина паровая реверсивная (машина Эрхарда и Земмера), действовавшая в конце XIX в. на Нижне-Салдинском заводе, была изготовлена в Германии и собрана на заводе под руководством известного уральского инженера, металлурга Грум-Гжимайло.
Наряду с подлинниками XIX в. представлена модель бессемеровского конвертера, Нижне-Салдинский завод. XIX в. Конвертер демонстрирует новый этап в развитии металлургии - переход от выделки кричного железа к производству качественных сталей способом Бессемера.
А наблюдает за всей этой экспозицией, как вы все уже заметили, император Пётр I (открыт в 1992 году). Исторический постамент сообщает, что он - основатель горно-заводского дела на Урале. Оригинал бюста стоял до революции на верхнем бьефе плотины.
Вид на сквер с обратной стороны.
Музей природы расположился в здании малых кузниц и котельной екатеринбургской механической фабрики, построенном в 1865 году. Архитектор Э.Х. Сарториус.
Вид на здание с плотины.
Ещё одни ворота.
Тут же - ещё одна историческая постройка федерального значения - водонапорная башня железнодорожных мастерских Екатеринбурга 1880-х гг. К заводу само собой были протянуты железнодорожные пути. Нижняя часть башни сделана из гранита, верхняя часть из дерева.
А о том, что находится дальше - в очередном посте про Екатеринбург.