Маленький Ленин. Кто его видел? (окончание)

Nov 16, 2013 02:50

Итак, мы - у памятника Ленину работы В.В.Козлова, архитектор - наш замечательный и краткосрочный земляк И.В.Рянгин.
Подняв головы, вглядываемся - такой весь с детства знакомый и такой новый... Оказывается, этот памятник не только силуэт в небе: худая шея, жалобное лицо.



ЧТО ИЗОБРАЖЕНО? Герб. Простой советский герб. Молот, серп. Или не простой?
Почему-то ленты крупные? А, ну понятно, республик-то было меньше.




Но дело тут не в числе республик: количество лент на первом советском гербе, утверждённом в 1923 году (а это именно он) соответствовало шести языкам, на которых говорили в четырёх республиках СССР - России, Украине, Белоруссии и Закавказье.
На этом гербе, помещённом на фасаде памятника, ленты гладкие, пустые. А вот на сормовском, например, памятнике Ленину  (вот он, выше справа) эти надписи поместили - даже континенты на глобус нанесли. Но там на цементном растворе, конечно, изображать легче было, чем на бронзе...


Василий Васильевич Козлов - автор нескольких ленинских скульптур, ставших памятниками, однако "наш" Ильич - один из самых популярных в стране вариантов. Мне кажется, не случайно. Это - памятник первых месяцев и лет после смерти любимого народом лидера, именно такой нужен был тогда.
Памятник вождю, памятник народному горю

При минимальном рассмотрении фигура Ленина вызывает лёгкую оторопь своею непарадностью, ненапыщенностью. Этот памятник по сути очень близок к скульптурному портрету.
Важные принципы будущей советской "монументальной пропаганды" здесь уже, конечно, предугаданы - приветственность, обращённость к массам - а с чем иначе, как не с речью?, указующий пафосный жест ("верной дорогой...") безоговорочной правоты, данковский, пассионарный выброс гигантской  внутренней энергии вперёд, по историческому пути России и мира. Рука его пикой вонзается в толщу веков, достигая будущего.





Но это - ранняя зорька Ленинианы. Ленин здесь ещё человек, а не символ, Ленин-человек среди людей, а не идея, с гулом витающая над массами. Первые изображения скончавшегося вождя исполняли желание людей - сохранить точный образ того, кто вчера ещё жил рядом с ними; если угодно - мумифицировать в бронзе, покрыть страну сетью филиалов Мавзолея, посадить великого человека на станции текущего года в поезд к бессмертию.

Памятник эпохи окостеневшей Ленинианы - это будет вот что: матёрое глыбище:












Здравствуй, брат!..



Но вернёмся в Оренбург.
Лидер революции движется  вперёд  и стоит одновременно - каблук левой ноги оторван от земли, а торс откинут назад.



Будущая советская условность здесь проявилась уже в нелогичной двойственности такой позы: ораторский жест применяется в движении, вождь произносит речь на ходу. Возможно, надо прочитывать эту позу как самое начало движения, первый шаг?
Скульптура выполнена с вниманием ко всем деталям портрета - небогатый пиджачок в складках, но глаженые брюки, аккуратный жилет, манжеты рубашки в рукавах пиджака, галстук - возможно, и запонки есть в воротничке рубашки? С земли не рассмотреть. Волнистая бородка, подстриженные усы; дырочки на пуговицах!
Вот только полукруглую полу пиджака пришлось изнутри залить металлом - жаль, поскольку эффекта лёгкости и порывистости движения не получилось:



Фактор алжирского бея

Даже зубы ему подарили - а кто их видел за 88 лет?




Однако глазницы - при внимательном рассмотрении, чем мы и занимаемся, - тоже гладки и пусты, как те ленты на гербе, лишены зрачков. Лицо в зависимости от ракурса принимает совсем разные выражения:
муку слепого певца-бандуриста (тот же снимок вверху),

озабоченность, едва ли не тревогу,



волю, уверенность и приказ.



Металл овеян временем изрядно - впрочем, за бронзой ухаживать и не надо, это наносы, а не разрушения. Бронзовые памятники даже мыть не рекомендуется - с годами они покрываются слоем благородной патины, одновременно их и защищающей.



Но с поднятой рукой произошли самые наглядные метаморфозы: словно кровеносная система проступила сквозь бронзовую ткань пиджака, словно боевую раскраску неведомого племени нанесли на вождя дорожки осадка от тысяч дождей ..




Фактор Ивана Москвина

"А нет ли у вас, товарищ, чего-нибудь криптографического?"
Так-то, с виду, вроде бы и нет. Где ей укрыться, криптографии, туды её в качель - памятник стоит на пьедестале высотой едва ли выше трёх метров, у самой скульптуры - ленинский рост: 165 сантиметров. Памятуя скрытность подписей И.Менделевича и завода "Монументскульптура", осмотрим, однако же, четырёхсторонний плинт (непосредственное подножие скульптуры).





Осматриваем это мы, осматриваем... Осматриваем это мы, осматриваем... Вроде как нету ничего, товарищ капитан?



Хотя что это? Погодите-погодите... Тут глазами не возьмёшь, тут техника нужна! Прикажите, чтоб технику подогнали!



Заходим сбочку... Буквы! Усохни моя душенька, буквы!



Отходим на минутку, включаем яркое солнечное освещение, и вот - не угодно ли?



Отливал зав. ...КРАСНЫЙ ВЫБОРЖ..."
Ленинград 1924 г.



Надписи видны лишь при фронтальном свете (то есть приблизительно до 12-ти дня, может быть, немного позже) - и, понятное дело, в солнечный день. Без прямых солнечных лучей с расстояния максимум в три метра не видно ничего.
Поверхность бронзовой доски (передней, остальные пустые) сильно побита: пострадали части слов, какие-то вмятины замазаны, справа остались даже следы чьих-то пальцев. Непонятно начертание первой буквы, заглавной "О" - но больше там опять же нечему быть.



Оренбуржцы в 1924 году собирали деньги на постройку электростанции, но не хватило; решили приобрести на них памятник Ленину. Неизвестно лишь - отлили этот памятник по целевому заказу наших земляков (многие города предварительно так заказывали), либо неутомимый "Красный выборжец" имел такие в ассортименте.

Фудзи-фактор.

Подражая Кацусике Хокусаю, любовавшемуся горой Фудзи-ямой и 36, и 100 раз в самых разных и неожиданных ракурсах,


(все помнят, где здесь гора Фудзи?)взглянем и мы перед прощанием на маленький памятник Ленину, и теперь издали, но опять так, как редко кто его видит.

Благодарю за эти фотографии Александра Евгеньевича Исковского...









...и kitano_12:







А это я сам отхожу, оглядываясь на памятник, - он весь такой...



увиданья золотом охваченный...



До свиданья, памятник!
Свидимся! Особенно, если сможем тебя увидеть.

Городской объект, Лица памятников, Это было в Оренбурге

Previous post Next post
Up