Видеоверсия интерактивной инсталляции
Дмитрия Каварги и Вашего покорного «Вхождение в тему» на ISCM World New Music Days в рамках Музыкального Биеннале в Загребе 11-15 апреля.
«Промо-ролик» - то, что показывалось на экранах:
Click to view
Что это было?
Фотографии, отснятые на «
премьере» выставки в галерее
pop/off/art в 2009 году, были объединены в ролики и показывались на четырёх экранах.
Звук генерировался в реальном времени по сложному алгоритму с участием случайных факторов. Зритель (он же слушатель) мог прикоснуться к специальным электродам, которые определяют его психологическое (вернее - психофизическое) состояние, и таким образом повлиять на процесс спонтанного образования звуков. Чем в более спокойном состоянии пребывает зритель, тем звуковые процессы становятся, наоборот, интенсивнее. Если зрителю удаётся преодолеть это «сопротивление» системы и достигнуть определённой степени спокойствия, то система внезапно меняет свои звуковые свойства и приходит в «точку просветления»: зритель слышит исходные звуки, из которых, оказывается, синтезировались все звучания, как из исходного звукового «сырья».
Вот как это выглядело в реальности в загребском музее
MIMARA:
Click to view
Объясню подробнее, что именно происходит в этом ролике для тех, кому интересно. После общего обзора экспозиции видно экран моего мака с интерфейсом интерактивной звуковой программы (написана в среде Max-MSP). Вернее с той её частью, которая собственно генерирует звук - одним из трёх грануляторов. Три слайдера, меняющие своё положение, отражают изменения трёх параметров звука. Каждый из них меняется во времени, описывая сложную кривую; этим управляют блоки автоматизации, которые остаются за кадром. В колонке справа - данные о психологическом состоянии пользователя.
Левее - небольшой ноутбук, который интерпретирует сигнал, поступающий от зрителя (
программа написана Сергеем Монаховым). Между ними мигает маленький чип, передающий данные от «интерпретатора» в мак (по MIDI). Ну и, наконец, слева от компьютеров расположен сам
прибор, определяющий КГР - сопротивление кожи, которое меняется от степени взволнованности или, наоборот, успокоения человека.
Через некоторое время к электродам подходит зритель; согласно приложенной инструкции он опускается на специальную психоделическую шкуру и прикасается к контактам. Это отображается на экране компьютера в окне справа (вместо «no» оно теперь показывает «yes», что значит - есть контакт). Принципы генерирования звуков начинают меняться. Через некоторое время зритель достигает точки «окончательного спокойствия» (индицируемой словом «threshold» в окне справа), и происходит «чудо»: микросемплы, из которых составлены звуки растягиваются до такой степени, что мы начинаем слышать их по отдельности. Теперь ясно, что весь звук сделан из голосов наших арт-критиков и критикесс, которые ****** трендят об искусстве в случайном порядке. После того как слушатель теряет контакт с системой, она возвращается в исходное состояние.
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd3ff693d5e.jpg)
Запуск. Ещё не погасили свет. Но нас уже снимают.
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd47ba0735e.jpg)
Инсталляция как она есть.
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd52d733a72.jpg)
Звукотехники фестиваля, которые помогли нам всё это установить.
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd53b226730.jpg)
Куратор нашего проекта Срджана Врсалович (Srđana Vrsalović) тестирует работу электродов.
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/6/0/upload/978707ea.jpg)
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd5842038de.jpg)
Шкура, сидя на которой, коленопреклоненный зритель, по словам Дмитрия Каварги, должен «ощутить себя напряжённым подохшим кошаком в кульминационный период постнекрофилийной случки и попытаться войти в дискуссионное поле российского контемпорариарта» (из аннотации к первой версии выставки). И, видимо, кто-то уже себя именно так и ощутил, судя по облезлому краю и клочкам шерсти на полу.
Справа прилагается краткая, но исчерпывающая инструкция на хорватском и английском.
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd55ca7780a.jpg)
Металлические стержни, которые мне дал Дима, не заработали. Пришлось намотать на них аудиопровод с «тюльпанами» и использовать их в качестве контактов. Получилось, по-моему, вполне.
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd572c53642.jpg)
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd56f587d85.jpg)
Останки древних цивилизаций Фрагменты оригинальных скульптур. Автор поступил весьма брутально: просто взял и отпилил от каждой скульптуры кусочек, который можно было везти в салоне самолёта (на грузовую перевозку не было средств; это одна из причин выбора в пользу видеоверсии). Наибольшее впечатление эти кусочки производят именно в сочетании с экранами: на них скульптура демонстрируется полностью, а в объёме мы одновременно видим её маленький фрагмент, как будто часть изображения вывалилась наружу.
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd59e3c2b63.jpg)
Очень талантливая шведская композитор Малин Банг (
Malin Bång) погружается «в тему».
Для того, чтобы лучше «войти в дискуссионное поле российского контемпорариарта», на полу заботливо расклеены Сашей мои вольные переводы текстов, которые зритель слышит из динамиков в кульминационный момент, на английский язык. По поводу этих переводов состоялась забавная
дискуссия на форуме Мультитрана (дамам можно не смотреть)).
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd5a290c579.jpg)
Посетители
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd5db3b4c87.jpg)
Центр управления полётами
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/0/0/upload/ba5932c5.jpg)
Все, кто работал над проектом.
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/e/6/upload/657094f2.jpg)
Растяжки Загребского музыкального биеннале, в рамках которого проходили
Дни новой музыки мира ISCM Кроме того, что уже
написал об этой инсталляции её основной автор, я бы хотел от себя прибавить следующее.
Когда я познакомился с
kawarga, меня в его творчестве привлекла та самая «биоморфность», которую он декларирует, - поэзия живого и животного, поэзия телесности, которая не пребывает в застывшем состоянии, а изменяется, дышит, меняет свою форму, позу, всё время движется, обновляется, пульсирует.
В музыке мне всегда была интересна траектория изменения, переход от одного состояния к другому («Не умею писать переходов» - может, поэтому я так не люблю Чайковского? : ) . Это всегда связано с постоянной непредсказуемостью: через секунду всё уже становится немного другим, ничто не стоит на месте, всё течёт. И невозможно точно предсказать, что случится в следующую секунду. Так происходит с нами и в реальности - это «генератор случайной жизни».
Во «Вхождении в тему» реализован простой гранулярный синтез из звуков голосов, причём довольно грубо.
Гранулы не умножаются на оконную функцию, которая сводит её края в ноль; поэтому на их границах всегда есть клик, который выражается в высокочастотном зуде, когда частота гранул больше 20 Гц, и в слышимых отдельных щелчках, когда размер гранул увеличивается.
Но самое главное, что параметры этого звука постоянно меняются, и он всё время поворачивается разными сторонами: то напоминает кусочки исходной речи, то обретает звуковысотность как «музыкальный» тон, но чаще всего - находится на какой-то из бесчисленных градаций между всеми этими состояниями. Поскольку главных параметра всего 3-4, то можно сказать, что звук каждый раз совершает краткий полёт в трёхмерном пространстве.
Поскольку «траектория» генерируется с использованием некой доли случайности, ни один звук ни разу не повторяется (мне рассказывали, что в другом месте - до него я так и не дошёл - выставлена некая инсталляция с 20-секундным зацикленным треком, от которого сотрудники зала за несколько дней уже сошли с ума).
Все эти категории - траектория (и связанное с этим понятие манеры), плавная трансформация, непредсказуемость, процесс самопорождающейся жизни - для меня очень взаимосвязаны и очень важны. Может, поэтому я всегда с подозрением относился к нарочито «блочной» музыке (хотя, наверное, она имеет свою философию, которая мне просто пока не совсем ясна).
Но если уж речь идёт о жизни, то вместе с ней всегда присутствует смерть, как её обратная сторона и неотъемлемая часть.
Сущности умерших существ как бы вселяются в скульптуры, напоминающие полуразложившиеся расчленённые тела; они никак не могут ожить. Также и звуковой ряд: голоса будто пребывают в постоянном разложении, мучительном «недостановлении», им никак не удаётся отряхнуться от небытия. Возможно, ожить им помогает зритель своей психической энергией (когда взаимодействует с контактами). Тогда голоса становятся, наконец, голосами; они произносят понятные слова. Но тут-то их и настигает настоящая смерть. Так как любой вырванный из живого потока неизменяемый семпл изначально мёртв в своём механистическом повторении (даже если мы всё время случайно выбираем его разные фрагменты). Так и слова, которые мы слышим, лишаются всякого смысла. Вместо живых существ получаются трупы бабочек на игле энтомолога.
Чтобы отдохнуть от моего словоизвержения - пара фотографий апрельского Загреба (у нас тогда ещё лежал снег).
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/0/e/upload/06cf2cfd.jpg)
Одна из центральных площадей
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/5/9/upload/cf9e2a58.jpg)
Всё в цветах
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/3/5/upload/299bbd86.jpg)
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/5/a/upload/7ffb6ae7.jpg)
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd675f27e9e.jpg)
![](http://img12.imageshost.ru/img/2011/05/13/image_4dcd67672b582.jpg)
Местная опера. Ставят Парсифаля.
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/8/d/upload/63765677.jpg)
Уютный квартал в Верхнем городе
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/8/4/upload/22b0b63f.jpg)
В Загребе тоже есть «
Динамо».
За четыре дня удалось посетить довольно мало концертов, приходилось много времени уделять выставке. Но поход на представление и лайв-сет Oval я планировал заранее. Прочитать немного об этой группе, её основателе и единственном участнике - Маркусе Поппе (Markus Popp), которого считают родоначальником глитча, можно
здесь.
Разумеется, этот концерт не имел отношения к ISCM, Выступление Поппа - исключительно инициатива Биеннале. Первое отделение - совместный маленький спектакль Поппа и танцовщицы Антйе Вельсингер (Antje Velsinger) «wall / paper / wall». Название оправдывало себя в почти двухмерной хореографии, обыгрывающей поверхности стен, пола, дверных проёмов. Минималистичный танец с как будто бы наивным текстом, произносимым танцовщицей, был вовсе не наивен по телесной графике и обращению с пространством (аннотация начинается вопросом «Где кончается снаружи и начинается внутри?»).
Во второй части Маркус «играл на компьютере» с подключёнными какими-то будто бы примитивными устройствами. Кажется, компьютер был не Мак, что удивительно, так как он, вроде, работает в максе. В общем, было заметно, что Попп не ассоциирует себя с какими-то устройствами и фирмами ))
Было очень темно, фотографии, сделанные в
Загребском танцевальном центре далеки от совершенства. Надеюсь, они дадут хоть какой-то намёк на то, что там происходило. )
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/b/8/upload/4f7d6483.jpg)
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/2/5/upload/cd9b73bb.jpg)
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/8/6/upload/2be675ca.jpg)
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/1/1/upload/0524b38c.jpg)
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/0/d/upload/87cd6b1d.jpg)
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/a/8/upload/526ae03b.jpg)
![](http://xmages.net/storage/10/1/0/6/1/upload/addf8bdd.jpg)
.