Культура Раздачи.

Jul 07, 2009 23:53

Моя статья для летнего номера украинского журнала ШО о торрент-культуре. Типа манифест:)
Писано еще до продажи Pirate Bay и до того, как шведских пиратов выбрали в Европарламент.

Немного технических подробностей. BitTorrent (Битовый поток) система обменa файлами в сети, одна из разновидностей так называемых пиринговых (pеer2peer) сетей, делающих возможным обмен файлами непосредственно между конкретными пользователями сети. P2P технология по меркам интернeта давняя, различные варианты пиринговых сетей, давно в ходу, но только БитТорренту, удалось наиболее близко приблизится к идеалу. Создал БитТоррент американский программист-одиночка Брэм Коэн, 1975 года рождения, штат Вашингтон. В его системе каждый пересылаемый файл разбивается на небольшие части, и они скачиваются у разных пользователей, постепенно собираясь на винчестере, как кусочки паззла. Причем откуда эти части качаются, программа-клиент определяет случайным образом, что обеспечивает относительную анонимность всех участников процесса. Коэну удалось победить многие недостатки пиринговых сетей: существенно увеличить скорость передачи, решить проблему порченных файлов, но главное даже не технологический аспект - ему удалось разработать жизнеспособную социальную модель файлообмена. Так как технология некоммерческая, ее жизнеспособность держится исключительно на альтруизме ее пользователей. Бич всех пиринговых сетей “личеры”, те асоциальные субъекты, которые только забирают, ничего не давая взамен, что приводит к смерти сети. Коэн прикрутил к БитТорренту старую-добрую рейтинговую систему, известную еще со времен BBS. Должен существовать некий паритет между забранной и отданной информацией: вы не можете получить больше, чем отдадите. Ключевое понятие в БитТорренте “seeding”: процесс, который коротко и емко описывается русским словом “раздача”. Вы получаете и сразу раздаете, иногда даже не успев получить файл целиком, и все скачанные вами файлы по умолчанию доступны всем остальным пользователям. Старая-добрая круговая порука. Вся информация о потоках содержится в файлах-торрентах, поиск которых в сети осуществляют специализированные web-сервера - торрент-трекеры. В 2004 году журнал New Scientist провозгласил БитТоррент идеальным пирингом. БитТоррент пошел в массы. Тем временем, пропусканная способность Сети неуклонно повышалась, а безлимитный Интернет неуклонно дешевел.

И жить стало ощутимо веселее. Многомиллионные орды условно-анонимных сеятелей, принялись горстями раздавать разумное-доброе-вечное в цифровом формате. Музыка, книги, комиксы, кино, игры, софт. Что хотите и сколько душе угодно. Только не забывайте раздавать другим. БитТоррент это вся культура на кончиках пальцах. На улицах наших городов стали появляться люди, обсуждающие новинки нового аниме-сезона на японском ТВ; одно из главных свойств БитТоррента, потрясающая оперативность. В потоках есть все, и есть сразу. Сейчас доля торрентов в общем объеме Интернет-трафика около 35 процентов и эта цифра растет с каждой секундой. Никогда еще не было так просто получить интеллектуальную собственность.

Собственность. Вокруг этого слова вертится все в нашем мире. Каждый участник этого пира духа знает, что это незаконно. Знает каждый, но далеко не каждый это осознает в полной мере. Людям, тысячи лет развивавшихся в рамках материальной культуры, идея интеллектуальной собственности пока с трудом помещается в голову. Что тот файл, что лежит на твоем диске, твоего компьютера, стоящего на твоем столе, не совсем твой. Он твой с некоторыми оговорками, оговорки пропечатаны мелкими шрифтом в правом нижнем углу. Одна копия в одни руки, таков закон. Разве “c” в кружочке для вас ничего не значит? На сцену, плотным рядами, вышли ухоженные люди в костюмах, совершенно закрывая своими широким плечами, того человека, чьи права они вызвались защищать. Того человека, который все это написал, спел, снял. В глазах юристов сталь, в портфелях -толстые пачки нормативных актов. Вы не новая сетевая культура, говорят они. Вы обыкновенное ворье. А вор должен сидеть в тюрьме.

Тут есть одна загвоздка. Пользователей БитТоррента можно отследить по IP-адресу, но слишком уж много развелось этих сеятелей, всех не пересажаешь. Потому была избрана старая-добрая политика запугивания. В Германии полиция ходит по квартирам со списками логов. Кого-то ловят в США. В Гонконге. Во Франции. Политики хмурят брови: “мы не допустим!” Главным объектом атаки юристов становятся сайты торрент-трекеры. Козлами отпущения выбраны создатели шведского сайта Pirate Bay, одного из самых крупных, креативных и идейных сайтов БитТоррент-сцены. Процесс шел под аккомпанемент медиаистерики мирового масштаба. Пользователи пирингов всего мира откликаются акциями протеста, плавно переходящими в дискотеки под пиратские mp3. Блогосфера бурлит. Какие-то люди в масках говорят из окошка ютюба: раздавали, раздаем и раздавать будем! В итоге, хозяева “Пиратской Бухты” получают по году тюрьмы. Мотивировка суда: вы знали, что делали. Что характерно, вердикт просачивается в Сеть до оглашения приговора. Потом окажется, судья давний член одной из организаций по защите авторских прав. Апелляции поданы, процесс продолжается. Все это время сайт Pirate Bay не прекращал работу ни на мгновение.

Да, некоторое время это будет продолжаться. Они будут выхватывать кого-то из толпы и забивать камнями. Спецназ будет вламываться в детские спальни, и изымать компьютеры. Будет давление на провайдеров Интернета. Будет пропагандистские кампании, комиссии, конференции и законы, один идиотичнее другого. Но время упущено, и исход схватки заранее предрешен. БитТоррент непобедим. Уже сейчас отследить юзера пиринга крайне тяжело и затратно, а дальше станет и попросту невозможно. Появляются БитТорренты с шифрованием. В ближайшей перспективе, полный отказ от серверов-посредников, а это означает полную анонимность процесса обмена. Дело даже не в технике - слишком уж много человеческих душ двигают эту махину и каждый, кто встанет на ее пути будет раздавлен. Прогресс безжалостная штука. И неумолимо встает вопрос, что же будет с культурой потом?

Ничего страшного с ней не случится. Не смерть ждет мировое культурное пространство, а обновление. Переформатирование, если угодно.

Сложнее всего с кинематографом. Именно из-за кино столько шума, во многом новый виток свистопляски вокруг пиринг-сетей связан с тем, что стало возможно скачивать копии фильмов в безукоризненном HD-качестве. Кино слишком дорого стоит, говорят нам, чтобы мы могли позволить безнаказанно раздавать его направо и налево. Но посмотрите: пирингам уже десяток лет, а блокбастеры до сих пор ставят рекорды бокс-офиса. Как же так получилось? Потому что людям просто нравится ходить в кино. Посещение кинотеатра это отдельный социо-культурный акт, от которого никто не собирается отказываться. Зачем? Не так уж много развлечений в мире. Пользователи БитТоррентов ходят в кино также как и все остальные. Главный аргумент противников БитПотоков- они препятствуют получению прибыли. Небольшая поправка - БитТорренты препятствуют получению СВЕРХПРИБЫЛИ. Пользователи не виноваты, что кино стало слишком большим. Не виноваты, что голливудские мейджоры хотят все деньги в мире. Они, со скорбными лицами, рассказывают, как сейчас дорого снять кино. Так может, чем воевать с детьми, которым зачастую родители просто не дали денег на кино, подумать, как сократить расходы? Может, платить звездам поменьше? Не слишком ли дорого обходятся человечеству Брэд Питт с Анжелиной Джоли? Спецэффекты дороги? Вот, пожалуйста, парни с сайта IndyMogul.com повторяют пафосные голливудские спецэффекты не больше, чем за $100. Cпросите у них, как сэкономить. Хорошо, предположим, сбудутся самые мрачные прогнозы, торренты убьют Голливуд и блокбастеры канут в лету. Кино исчезнет? Что вы. Как же мы без кино. Оно останется. Просто станет скромнее. А скромность, как известно, украшает. Если дорогие визуальные аттракционы станут нерентабельны, придется брать зрителя чем-то другим. Мыслью, словом, чувством. Ни для кого не секрет, что художественные достоинства кинокартины мало зависят от ее бюджета. Кино станет лучше и его станет больше, исчезнет налет элитарности кинопроизводства. Недавний самодеятельный “Хоббит” собрал нешуточную аудиторию, и выглядел вполне достойно, для фильма, сделанного на чистом энтузиазме. Если крах сложившейся системы кинопроката приведет к улучшению эстетических характеристик кино, трудно усмотреть в этом что-то плохое.

Музыка, по сравнению с кино, вырвалась вперед на корпус. Она уже пережила свою точку сингулярности в момент изобретения MP3. Помните, с mp3 тоже пытались бороться. Запретить, отменить. И кто победил? Конечно, все идет к тому, что CD скоро будут покупать только безумные аудиофилы со стереосистемами за тысячи $. Да много ли было толку с них музыкантам? Они имеют доллар-два с пластинки, остальное забирает себе лейбл. Коммерческая схема Radiohead “подайте люди добрые, кто сколько может” вполне оправдала себя. Конечно, Тому Йорку проще - Radiohead это бренд всемирного масштаба. Если Том Йорк попросит у людей денег - ему дадут, но начинающему музыканту, конечно же, на это рассчитывать не стоит. Но тем же Radiohead, прежде чем они стали теми, кто они есть пришлось убедить в собственной состоятельности толпы функционеров из шоубиза. А новому поколению музыкантов сейчас достаточно нажать кнопку “upload”, чтобы проснутся знаменитым. А мир сейчас так устроен, что слава автоматически значит деньги. В целом, музыкальный мир приходит к схеме, которую мы благополучно пережили в 90ых, во время дикого капитализма. Тогда у нас тоже музыканты не получали денег с продажи альбомов, они жили только с концертов. Теперь наш опыт перенимает остальной мир. Хочешь денег - давай концерты. Чаще играй для публики. А музыка пусть льется бесплатно в Сети, работая на популярность артиста. Музыканты, минуя посредников, начинают работать непосредственно для своих фэнов. А фэны никогда не бросят своего кумира. У них, как пишут в учебниках по маркетингу “стопроцентная лояльность бренду”.

Что до литературы, то перед ней, как часто с ней бывало, стоят совершенно другие вызовы. Кризис литературы связан с изменением отношения к чтению вообще. Непонятно, что читать. Книги? Блоги? Твиты? Непонятно, как читать - с бумаги или с экрана? Если с экрана, то с какого экрана? Все эти проблемы блестяще очерчены в недавнем манифесте Брюса Стерлинга “18 вызовов современной литературе”, опубликованном, как водится, в его блоге. А какой программой качаются е-книги дело десятое. Если следовать логике гонителей торрентов, то литературу должны были уничтожить уже аналоговые модемы, электронная почта и html первой версии. Однако этого не случилось, хотя пересылка текста самое простое действие в Сети. БитТорренты не оказывают существенного влияния на литературу. Попробуете ее еще там отыскать.

Вопрос творчества и денег всегда был больным. Творческий человек он на то и творческий, что не может не творить. И конечно, он хочет денег за свой труд и он абсолютно прав. И если он стоит того, он их получит, хотя бы потому, что эти чертовы деньги надо на что-то тратить. И в случае успеха он получит их больше, потому что ему не надо будет кормить огромную толпу нахлебников, которые сейчас стоят вокруг него плотным кольцом. Именно их пугают пиринги. Именно им станет хуже, а не тому, кто производит культурные ценности и кто их потребляет. Да, в условиях полной информационной свободы заработать деньги на культуре непросто. Но это не новость - так было всегда. Все что не еда, всегда было трудно продать. Творчество не для слабаков. Занялся творчеством - будь готов к борьбе. И чем дальше, тем конкуренция будет все жестче - в условиях информационного изобилия потребитель десять раз подумает, прежде чем достать кошелек. Но сложно не значит невозможно. Быть может, система раздачи приведет к выравниванию доходов. Быть может, среди творческого люда станет меньше сверхбогатых и абсолютно нищих, а станет больше просто состоятельных людей. Противники цифровых потоков не говорят о том, что альтруизм пользователей БитТоррента убивает на корню бизнес настоящих пиратов, делающих деньги на левых дисках. Они не говорят о том, что отказ от разнообразных физических носителей приведет к улучшению экологической обстановки. Они думаю только о себе, о том, на что им придется жить, когда они станут не нужны. В конце концов, кто обрушил мировую экономику? Детишки за компьютерами, качающие свежее аниме, или эти, хорошо выглядящие, уверенные в своей правоте люди, которые журят нас с телеэкранов за раздачу? Пойдите, расскажите сомалийским пиратам про Pirate Bay. Вы посмотрите: политики не могут договориться, а эти бессовестные пираты как-то договорились. Огромная страна 70 лет безуспешно пыталась построить коммунизм, а они построили его в Интернете, никого при этом не погубив. В высокотехнологичной Швеции основана партия компьютерных пиратов. Посмотрите, кто нами управляет, говорят они. В какое такое светлое будущее нас приведут люди, не понимающие что такое Интернет? Партия уже имеет продержку 10 процентов населения. Парни из “Пиратской Бухты” отсидят свой год и сядут в парламентские кресла. Думал ли Брэм Коэн, работая над модернизацией p2p, что он этим подрывает устои капитализма? Вряд ли. Скорее всего, он просто хотел облегчить людям жизнь. Интернет - лучшее, что случилось с человечеством. Чуть ли не впервые в истории появилось что-то, что правда объединяет людей, а не разводит их по линиям фронтов. Свободный доступ к информации делает человечество лучше. Этот факт бесспорен. А остальным, как говорят программисты, можно пренебречь.

futurism, full moon fever

Previous post Next post
Up