Как почти всегда у Анкудинова - сильная и интересная
статья (via
avvas). И вот сижу, читаю, повышаю, значить, свой культурный уровень, но вдруг натыкаюсь на такой пассаж:
"...Остальные имена с четырёх книжных полок не говорят мне ничего. Потому что всё это - рядовые пехотинцы армии «массовых жанров», неисчислимые сочинители фантастики, детективов, боевиков, любовных романов и мистики.
Содержимое их творчества мне пока неведомо (наверное, как-нибудь раскошелюсь на пару-другую книжек из лавки). Думаю, что «чистых жанров» на полках павильона нет: где фантастика - там боевик, мистика и конспирология, где детектив - там любовный роман, мистика и конспирология, а где любовный роман - там просто мистика и конспирология. Без мистики с конспирологией сейчас никак невозможно".
Блин, ну невозможно же, блин, ну когда это уже кончится. Ведь этот парень - из лучших!
Белинский, увидав, что критик называет фантастику "жанром", просто не понял бы, как это так.
Чуковский написал бы про критика язвительный фельетон.
А потом всяким белинским да чуковским фитилек-то прикрутили, а некоторым и вставили, и уже в мое время каждый полуинтеллигентишка знал: фантастика это про "сели они в ракету", и зовет советскую молодежь во втузы. А культовые среди полуинтеллигентишек тексты - "Альтист Данилов" и "Мастер и Маргарита", что угодно, только не фантастика.
А в девяностые кое-какие ушлые ребята придумали термин "мейнстрим" (привет горячий критику Курицыну и журналу "Матадор" например). А то неудобно получается: самые шумные писатели - Пелевин да Сорокин - кондовые, стопроцентные фантасты. То есть, пишут про "сели они в ракету", зовут постсоветскую молодежь во втузы... Как таких авторов предлагать приличным людям?!
И стал мейнстрим.
А фантастика, значит, жанр.
Что делать, не знаю.
Такие вот горе-литературоведы вбухали в лонг-лист номинации "фантастика" премии "Дебют" двух авторов, тексты которых не имеют к фантастике ни-ка-кого отношения. И я, черт побери, буду выяснять, кто это сделал. А если автор сам просился в эту номинацию - кто его не озаботился выпихнуть обратно в боллитру. Дело не в том, что два места из двенадцати заняты не тем и не теми (местов нонеча не жалко, номинация резко делится на один шикарный взрослый текст и остальную щенячью прозу). Беда вот в чем - не получится уже этих двоих пристроить туда, где их законное место...
Вы запомните, уважаемые эксперты, раз и навсегда, что видовой признак у фантастики только один: фантастическое допущение в тексте - сюжетообразующее. Всё, других признаков нет просто. Выдернул допущение из текста, сюжет начал разваливаться, значит, это фантастика. Ну вот представьте, кто помнит ту книжку, что альтист Данилов не демон на договоре, а обыкновенный дядька со здоровенной скрипкой...
Представили? Ну и спать идите уже.
А если тебе литкритик имя - имя крепи делами своими! Убей уже сибя ап стену.
Фантастика - не "жанр".