Apr 08, 2019 22:43
Все вокруг жалуются на кризис жанра фантастики и в этом они, как ни странно, правы: кризис действительно, существует. Только он немножко не там, на мой взгляд: это не авторы не дотягивают до высоких горизонтов, заданных нам мастерами века двадцатого. Это читатель изменился и причем, в худшую сторону.
Фантастика 20 века так захватывала потому, что это были вновь открытые и ещё неизведанные миры, которые мы создавали по образу и подобию своего. Мы- и писатели и читатели- исходили из того, что в будущем мир, конечно же, поменяется, но его границы останутся в тех же границах рамках допустимого. Незваные "гости" на станции Соляриса пусть и состоят из нейтрино но по большому счету, сами по себе они нас не так уж и интересуют, нас даже собственно сам Солярис интересует только постольку поскольку мы с ним взаимодействуем. Крис Кельвин и Сарториус ничуть не отличаются от нас самих, и эта идентичность работает тем самым самым "якорем", который удерживает в равновесии мир придуманного с миром реальным, позволяя нашему интересу перетечь по ту сторону возможного. Мир Соляриса не был для нас фантастикой, как не парадоксально, это был наш собственный мир, такой знакомый и неизведанный одновременно, который открылся нам своей новой неожиданной гранью. Нас не столько завораживали Странники сколько Подкидыши, птч тех Странников никто в глаза не видел а Подкидыши- вот они, заставляют страдать головной болью Сикорски, которую мы чувствуем, как свою птч Сикорски да и сами Подкидыши из плоти и крови и их очень даже можно убить, будь они хоть триста раз из саркофага..
Другими словами все придуманные концепты всегда игрались на знакомой сцене, в которой из "фантастического" были только декорации из звездолетов и фотонных двигателей нуль-пространства.
А наступлением киберпанка нам открылась бездна, звезд полна. Изменилось сама структура метафизического пространства сцены. С этим чертовым электронным копированием стало возможно невозможное, стало возможно абсолютно все. Физическое бессмертие- пожалуйста, вот копируем вашу личность и переносим в новое тело. Создание двойников?Раз чихнуть, просто делаем копий побольше на ксероксе. Слияние человеческого разума с искусственным интеллектом? Это базовое меню всех приличных заведений, об этом даже спрашивать как-то моветон.
Исчезли те границы, которые раньше формировали пространство сцены, за которое нельзя было выходить. Герои наших прошлых опер вынуждены были держаться в рамках своей сцены, ограниченной оркестровой ямой и задним фоном. И нам было интересно следить за их движениями ровно потому, что мы за них переживали: ну как же он бедный выкрутиться, ведь шпага или бластер прямо возле горла а отступать ему некуда: вот же оркестровая яма. А теперь ямы не стало, ни стало никаких границ, фантазерство стало неотличимо от фантазии, и какой же смысл нам переживать за тех героев, которым можно абсолютно все? Мы дунули один раз канабиса и нас уже не забирает, нам нужна синтетика покруче.
Другими словами это не писатели стали хуже писать, а это нашего коллективного читателя не торкает, потому что он однажды уже дунул вместо беломорканала кое-что покрепче. Если нет границ, если стало "возможно" абсолютно все - эта безграничность убивает интерес, птч присвоить и сочувствовать мы можем только тому, что и так присутствует в нашем опыте, а опыта всесилия и безграничности у нас нет, да и взять его неоткуда. Мы сами вырыли себе яму