Евангелие от Паланика

May 13, 2014 11:33

В "Бойцовском клубе" есть один интересный момент, который прежде выпадал из моего поля зрения.

Раздвоение сознания рассказчика с выделением его альтер-эго в самостоятельную виртуальную субличность и проект "Разгром", замешанный на ультранонконформистском концепте вырвавшейся на свободу энергии подсознания не сложились бы в единую цельную систему, если бы не та ключевая мелочь, которая объясняет принципиальную разницу между Тайлером Дёрденом и всеми остальными "бойцами"

Что такого интересного и необычного было Дёрдене, что отличало его от всех остальных? Ярко выраженные лидерские устремления ключевого персонажа скорее, лишь следствие тех принципиально отличительных качеств, которыми он пользовался, как инструментом в своих целях.

В сущности, механизм создания Тайлером своего тайного общества ("первое правило бойцовского клуба: никогда ни с кем не говорить о бойцовском клубе") древний, как этот мир: необходимо сформулировать простую и понятную модель целеполагания, при этом намертво пристегнутую к модели поведения.
Звучит просто, но на самом деле это безумная ценность для огромного кол-ва людей, не умеющих построить систему целеполагания, не говоря уже о подчиненной ей модели поведения. В условиях почти тотального дефицита ценностных ориентиров в социуме такой набор разлетается, как горячие пирожки в базарный день, и все самые успешные неформальные объединения построены именно на этом принципе.

Запрос на предоставление четких внешних ориентиров и потребность в копировании этих ориентиров с кого-то другого в социуме тем больше, чем устойчивее вбивается и поощряется идея незначимости собственных переживаний и потребностей своего тела. Все эти "соберись тряпка", "воля к победе", "долг превыше всего" и тому подобные ориентиры, уводящие человека от собственного мира чувств и разрушающие связи со своим телом, в котором только и можно встретиться со своими переживаниями - это же все оттуда, из той самой социальной Метамашины, которая кровно заинтересована в нивелировании индивидуальных качеств составляющих её элементов (кстати, привет христианам, без обид. Тот кружок Плотника сотоварищи оказался ну просто чудо как успешным (на мой взгляд) именно в среде, напичканной разными табу и ограничительными практиками по самое нихачу)

Так вот Дёрден буквально в прямом смысле слова хватает за руку Рассказчика и силой тащит его в такой опыт, которого не было ни у кого из описываемого мира команды проекта "Разгром": тот эпизод, в котором Тайлер поливает руку Рассказчика щелочью. Дёрден силой удерживает Рассказчика, не давая тому смыть ожог уксусом, и не позволяя ему убежать от переживания боли, заставляет слиться с ней, встретить эту боль как одно из самых больших чудес, которые только и могут случиться с человеком: акт осознанной встречи со своими чувствами и проживания их, пропускания через себя без сопротивления, момент полного и безоговорочного принятия.

Крамольная ересь, кстати :)) - Дёрден не Иисус Христос, но вот тут они совпали и в этом качестве продемонстрировали ту общность, которая отделяет их от подавляющего большинства: и тот и другой сознательно пошли на встречу собственном переживаниям, до них подобный опыт фиг кому был доступен

Именно поэтому в структуре мира романа Тайлер Дёрден получил власть над другими: в отличие от всех, у него был опыт инициации, позволяющий получить прежде всего власть над самим собой и обрести ту самую полноту жизни, которая угадывалась в нем звериным нюхом изголодавшихся зомби-обывателей.
Previous post Next post
Up