Из Жизни Большого Бизнеса

Jun 16, 2007 09:54

Больше года я проработал в региональном офисе одной транснациональной мегакорпорации, годовой оборот которой сравним с бюджетом небольшой страны.

Короткие зарисовочки.


1) Одно из главных понятий Большого Бизнеса (ББ) - это meeting, совещание. Совещания назначаются с помощью программки Outlook (вот она для чего, оказывается!). Кто-то рассылает meeting request c временем и местом встречи, другие его принимают или не принимают. Совещания могу длится от получаса до четырех часов. Проходят они в meeting rooms, в которых есть все для этого - от доски, проектора и телефона с громкой связью до кока-колы и кофе.

Ловушка совещаний заключается в количестве каналов общения. Когда общаются два человека, есть один канал общения, когда три, канала уже три, 4 человека - 6 каналов. Когда в совещании участвуют 10 человек, количество каналов просто не позволяет иметь хотя бы намек на эффективность и однозначность общения. Обсуждение плавает, уходит в сторону, нет ни одного пункта, по которому согласны все.

Типичный пример - мой коллега целый день бегает с совещания на совещание, под конец дня он устал и доволен - сегодня он серъезно потрудился.

2) В структурной единице на верхушке ББ менеджеров около 80 процентов, остальные аналитики. Если почти все управляют, кем они управляют, и кто собственно работает? Можете представить офис, где сидят 10 работников, и из них большая половина - менеджеры?

3) ББ - это абстракция абстракции. Где-то внизу пирамиды компании есть реальные люди, делающие реальную работу. Ими кто-то управляет. Кто-то управляет процессом управления. Кто-то управляет процессом управления управлением. И так далее, до самой верхушки.

4) ББ многословен. Потому что абстрактен (см пункт 3). Огромным количеством слов прячется отсутствие смысла, или его предельно малое количетво.

5) Критерии работы. В ББ успешны экстраверты, причем с умело подвешенным языком, приятные в общении, и хорошие дипломаты. Почему? Так как верхушка ББ далека от реальной работы, нет осязаемых критериев работы, как например, у водителя-дальнобойщика, который может сказать, сколько километров он проехал за сегодня, или у программиста, который может сказать, сколько строк кода он написал или сколько use case'ов он реализовал, то трудно оценить объективно эффективность работы в ББ. Даже на неуспешном проекте успешный менеджер разрисует все, распишет и расхвалит в красивых многословных презентациях на 50 слайдов, что все поверят - проект успешен. И это правда. Проект в ББ успешен настолько, насколько его успешность воспринимается окружающими. Если вы тихонько сидите и замечательно работаете, но не делаете себе паблисити, вы лузер.

6) Интраверты неуспешны в ББ (смотри пункт 5). Когда вы стоите у писсуара и молча мочитесь, думая о своем, и рядом становится пописать ваш коллега, он обязательно посчитает необходимым прямо в самом процессе спросить у вас, как дела.

7) Презентации - еще одна неотъемлемая часть ББ. Это есть способ с помощью диаграмок, графиков и разной псевдо-математической требухи показать, как все хорошо, когда все плохо, убедить окружающих в том, что ты хороший менеджер, ну и вообще, это база для любого уважающего себя совещания.

8) Электронная почта - эта такой же важный аттрибут ББ, как совещания и презентации. Именно поэтому у каждого уважающего себя менеджера должен быть корпоративный BlackBerry.

Один мой знакомый менеджер по рассказам способен за рабочий день отослать до ста электронных писем. Однажды во время корпоративного события я наблюдал за ним - он стоял не поднимаю головы, уткнувшись в BlackBerry, и строчил письма все 40 минут.

9) Один из предыдущих мега-боссов хотел ввести коэффициэнты производительности работы менеджера по количеству производимых в день презентаций и написанных писем. Это была неуспешная попытка создать реальные критерии работы менеджера.

10) Маленькая компания X разрабатывает программку Y для Большого Бизнеса (далее - ББ). В разработке учавствуют два-три программиста, которые делают все от дизайна базы до UI, плюс на некоторых стадия подключаются QA инженеры. Ребята работают без шума и пыли. Можно было бы подумать, это oни делают программку.

Ан нет.

В ББ существует параллельная структура проекта. Она значительно больше команды в компании X, это человек пять, постоянно занимающихся проектом, плюс человек пять менеджеров, вовлеченных в процесс, плюс трудно подсчитываемое количество менеджеров, имеющих влияние на проект на разных его этапах.

Эта команда производит огромное количество документов, графиков, презентаций и спецификаций, они проводят неимоверное количество совещаний. Судя по organization chart именно они делают программку. Упоминания о компании X находимы в документации с трудом.

Более того, менеджеры считают, что с успехом смогут заменить компанию X на компанию Y, ведь это всего-лишь service provider. Это ведь просто, как если бы заменить одну бригаду рабочих, копающих яму, на другую.

11) В ББ можно долгое время не делать ничего, создавая видимость работы. Достаточно регулярно рисовать презентации с графиками, описывающими прогресс проекта. Даже если проект и заключается собственно в рисовании этих графиков.

12) Business traveling - одна из особенностей ББ. Так как офис региональный, путешествуют по любым поводам. Надо обсудить что-то с головным офисом другой страны - полетели. Все любят рабочие поездки, так как это скрытый бонус - когда ты в бизнес поездке, все твои расходы покрываются компанией, от талончиков на метро и такси до ресторанов.

13) Чем выше у тебя grade, тем более крутая тебе полагается корпоративная машина.

14) Верхушка бизнеса - это состоятельные люди с неслабыми зарплатами. Но чтобы попать в эту верхушку, нужно годами играть в политические игры, есть говно и улыбаться.

15) Деньги, выкидываемые на ветер в ББ, не поддаются описанию. Заказать инструмент для моделирования бизнес процесса у McKinsey за сотню тысяч, потом ни разу не воспользоваться им по причине его сложности для менеджеров, потом потратить еще шестьдесят кусков, чтобы переписать его на другой платформе, и потом опять не пользоваться - это нормально и случается постоянно.

16) Молодые специалисты, попадающие в ББ в начале своей профессиональной жизни, портятся навсегда - они всеръез воспринимают это как самую что ни на есть работу.

Большой Бизнес

Previous post Next post
Up