На протяжении более десятка лет в новогоднюю ночь я ходила в Большой на «Щелкунчика». Традиция завершилась с уходом главного Щелкунчика из театра. Было странно, и четыре часа до полуночи тянулись очень долго. Но зато в первые же дни нового года я вырвалась буквально на пару дней в Питер и попала сразу на два «Щелкунчика» - оба 3 января.
Утром в Марниинке давали спектакль АРБ - это так здорово, что у ребят, которые только осваивают профессию, есть свой полноценный спектакль, в котором они исполняют все роли. Тут и младшие, и старшие… Всего в этом сезоне у АРБ в Маринке 8 спектаклей, и на них 5 составов! Мне достался тот, в котором Машу-принцессу исполняет Рената Шакирова из предвыпускного класса, а Щелкунчика-принца Герман Борсай.
Рената Шакирова
Даже по одному спектаклю было видно, что с девочками в Академии всё в порядке, а с мальчиками есть проблема (в характерных танцах они смотрятся намного лучше, чем в классике). Меня очаровала Маша маленькая - Полина Конограй - очень непосредственная, артистичная и на пуантах стоит весьма хорошо. Но вообще, все ребята молодцы!
Этот спектакль с ребятами репетировал и Николай Цискаридзе, который, как все знают, теперь и.о. ректора АРБ. Благодаря ему в спектакль вернулась лодочка-скорлупка, на которой Маша с Щелкунчиком плывут по сказочной реке. В какой-то момент эта лодка исчезла из постановки Вайнонена, но теперь вернулась не только в спектакль Академии, но и Маринки - оба балета идут в одних и тех же декорациях и костюмах. Николай, вернувшись из Парижа, сразу же пришёл в театр, и по окончании спектакля ребята прямо на сцене поздравили своего руководителя с новым годом и днем рождения.
А вечером мы смотрели премьеру Михайловского театра - «Щелкунчик» в хореографии Начо Дуато с Анжелиной Воронцовой и Леонидом Сарафановым.
Мне было интересно, в первую очередь, потому что это - что-то новое, к тому же это новое - всего лишь второй балет Дуато в пальцевой технике. Хореограф не стал отходить от классического сюжета, лишь чуть сократил музыку, купировав концовку с пробуждением Маши и умертвив Мышиного короля в первом акте (Маша в него ничего не бросала, а Щелкунчик просто заколол его своим клинком). Путешествия на кораблике тут нет, но есть многоступенчатое превращение куклы в принца: сначала Маша бегает от мышей (летучих в шикарных костюмах!) с маленькой куклой, потом выбегает на сцену с такой же куклой, но в человеческий рост, а затем появляется Щелкунчик-кукла со свойственными кукле движениями (куклу и принца исполняет один артист). К нему выходит волшебник Дроссельмейер, за плащом которого происходит превращение куклы в принца. В самом конце на глазах Маши происходит обратное превращение - грёзы растаяли, но Маша осталась в волшебной стране. Кстати, страна эта - намёк на Конфетюренбург: декорации похожи на какой-то большой круглый тоннель, словно всё происходит внутри слоёной трубочки только без крема, в конце тоннеля-трубочки - кекс с вишенкой, напоминающей слоистое ёлочное украшение. Эта финальная декорация перекликается с декором первой картины праздника в доме Штальбаума - минималистичный набор одинаковых кулис и огромное овальное окно на заднике (всё в стиле модерн), за которым просматриваются силуэты петербургский зданий.
Между первой и последней картинами действие происходит в чёрных одеждах сцены, украшенных лишь серебристыми звёздами. На этом фоне происходят и «национальные» танцы, которые очень слабо связаны с сюжетом, т.е. человек, знакомый со сказкой и либретто балета, может быть и поймёт, что это игрушки, но просто так вы впоне можете удивиться, с чего вдруг торой акт открывается испанским танцем, затем восточным и т.п. Декоративно танцы украшены разными предметами типа огромного веера, китайского зонтика, змейки-игрушки и корабельного штурвала (это был русский танец в исполнении морячков в бескозырках - не понимаю, почему у Дуато такая ассоциация).
В спектакле много красивых костюмов, включая наряды гостей в первом акте и пачку Маши-принцессы, которая невероятно шла Лине, превращая её в фарфоровую статуэтку. Только костюм Щелкунчика-принца подкачал, он был каким-то обыденным, с намёком на военное прошлое - золотым позументом на белом колете.
Описать всё невозможно, лучше посмотреть, причём, живьём, а не по тем корявым роликам, что выложены в сети - они не дают полноценного представления о балете. Хореография Дуато очень неровная - он явно сосредоточился на главных героях, нанизав разные движения на музыкальные фразы. Правда, в этом балете, у него это получилось, пожалуй, получше, чем в «Спящей красавице». Для танцев кордебалета он уже явно не так старался, используя цитаты из Вайноновской постановки (кстати, Розовый вальс был действительно розовым). «Оторвался» он в сторону танца в собственной стилистике разве что на мышах и гостях.
Главные герои были замечательными. Лёня был лёгким в прыжках, и справился со всеми поддержками. Лине удалось перевоплотиться в юную девчушку в первом акте и стать настоящей игрушечной принцессой во втором. Никаких резких движений, всё кантиленно, мягко, я просто получала удовольствие, и поняла, что соскучилась уже по таким танцам.