Дорогие сообщники, представляю вашему вниманию небольшую экскурсию по витражам мечетей. Наверняка многие знают, что впервые украшать оконные проемы витражами стали строители храмов. Лучи света, проходящие через цветное стекло, производили огромное впечатление на людей и создавали правильный эмоциональный настрой. И уж почти каждый может представить себе витраж в католическом соборе или православной церкви, но давайте посмотрим, что представляет собой восточная традиция. Сразу оговорюсь, что "я не волшебник, только учусь", поэтому пост не претендует на роль исторического или художественное исследование, это просто короткие заметки, буду рада комментариям и дополнением.
Итак, начнем с иранской мечети Насир аль - Мульк, она была построена в 1888 году в Ширазе. В витражах, которые украшают фасад, использован традиционный для восточного искусства геометрический узор. Обратите внимание, как строгость устремленных вверх колонн органически уравновешена яркой радостной игрой цвета на полу мечети.
А вот Стамбульская Голубая мечеть. Стена, к которой во время молитвы обращаются лицом мусульмане, украшена пятью рядами витражных окон, в общей сложности их 260 штук. Стекла венецианской работы, использованные в витражах в первоначальный период строительства мечети, к сожалению, до нашего времени не дошли.
В любом мусульманском искусстве вы не найдете изображения живых существ, нет их и в сюжетах витражей. Здесь, как и в традиционных арабских орнаментах, в основном используется два узора - геометрический - ”гирих” и флористический - ”ислими”.
Слово «гирих» происходит от персидского «узел», это сложный геометрический орнамент, полученный от многократного наложения многоугольников друг на друга, многоугольников на круг, и т. п. Математически выверенный узор раскрашен множеством красок, цветовая гамма зависит только от фантазии художника.
Ислими - флористический стиль узора, в котором объединены вьющийся стебель и спираль. Ислими обладает огромным разнообразием вариантов узора в натуралистическом или стилизованном виде и часто используется в украшении внутренних помещений мечетей.
Наверное, любимейшим цветком у восточных мастеров является тюльпан. Этот знак возрождения и процветания стал одним из элементов художественного образа казанской мечети Кул Шариф (строительство начато в 1996 и окончено в 2005 году). Контуры тюльпана читаются в мечети "Кул Шариф" повсюду: в форме окон, капителей колонн и рисунке витражей.
Важная часть исламского искусства - калиграфия, цитаты из корана или хадисов. Витражное окно в мечети в Токио.
Мечеть Султана Ахмад Шаха в Малазии. Построена в 1993 году.
Символ из двух пересекающихся треугольников известен в многих культурах. В арабском мире его называют его Печатью Сулеймана и часто располагают над михрабом (часть стены, имеющая углубление, направленное в сторону Мекки, где становится на молитву имам). Витраж Ханского дворца в Крыму.