Обещанное продолжение о гибридах.

Mar 01, 2009 23:29

Итак, если в прошлый раз я показывал наш зоопарковский "эксклюзив", то теперь пришло время рассмотреть такие гибриды, которые вполне возможно встретить в дикой природе. 
Но для начала - несколько общих фраз на тему "межвидовая гибридизация у птиц, как часто она встречается и чем грозит". 
Дальше будет довольно много занудного наукообразного текста, который читать совершенно не обязательно - можно сразу переходить к подписям под фотографиями.
В подавляющем большинстве случаев возникновение гибридов - явление довольно редкое. В нормальных природных условиях птицы, как правило, сами строго следят за "чистотой крови" - для этого мать-природа предусмотрела целый ряд механизмов, как экологических (разные сроки тока и гнездования, например), так и этологических (различия в брачном поведении - условно говоря, "языковой барьер"). Однако в некоторых случаях эти механизмы начинают сбоить или просто оказываются недостаточно эффективными. Попробуем разобраться, когда такое может происходить.
Как правило, в природе гибриды возникают между видами, которые настолько близки между собой, что и сами птицы с трудом разбираются кто есть кто. Происходить подобное может примерно вот так: жил-был себе когда-то некий древний вид, занимавший обширный сплошной ареал. Потом вдруг получилось так, что ареал этот по каким-то причинам разорвался на два изолированных "анклава", да так качественно, что их обитатели со временем, проварившись сколько-то времени каждый в своём котле, накопили достаточно различий, чтобы считаться уже разными видами. А потом, напимер, один из этих видов начал расселяться, и добрался до мест обитания другого. А поскольку виды-то всё ещё очень близкие, в зоне пересечения начинают сплошь и рядом появляться гибриды.
Что касается примеров подобного рода из реальной жизни - то вот, например, два подорлика: большой (Aquila clanga) и малый (A. pomarina). Малый живёт на западе, большой - на востоке, и зона пересечения у них приходится как раз на наши места - примерно от подмосковья до Белоруссии. И здесь, как утверждают знающие люди, количество гибридов просто зашкаливает. Впрочем, подорлики и без всякой гибридизации настолько похожи друг на друга, что далеко не всегда встреченную птицу способен точно определить даже специалист. Второй пример - так называемые большие белоголовые чайки - серебристая, хохотунья и халей. Ещё недавно все три считались одним видом - серебристой чайкой, и имели всего лишь статус подвидов (а наиболее здравомыслящая часть населения продолжает считать так и по сей день). Если брать за точку отсчёта Московскую область, то ареал серебристой будет на северо-западе, халея - на востоке, а хохотуньи - на юге. У нас же можно встретить всех троих. Так вот, судя по тому что творится в немногочисленных колониях этих чаек, которые имеются в наших краях, сами они тоже отказываются признавать себя разными видами.
Однако бывает и так, что гибридизация возникает как последствие нарушений, которые вносит в дикую природу деятельность человека. За примерами подобного рода тоже далеко ходить не надо. Вот например межняки - помесь глухарки (Tetrao urogallus) и тетерева (Lyrurus tetrix). Самая популярная теория, объясняющая их возникновение, такова: в тех местах, где охотники усиленно выбивают по весне токующих глухарей, некоторым самкам - глухаркам уже не хватает кавалеров своего вида - и тогда они начинают посещать тетеревиные тока, где и спариваются с косачами. Выглядит достаточно правдоподобно: глухарь - птица очень консервативная, и даже если всех самцов на току давно перебили и он как таковой прекратил существование, глухарки ещё несколько лет весной продолжают прилетать туда "по старой памяти". А поскольку иногда бывает так, что тетеревиный ток находится от глухариного в радиусе прямой видимости (например, глухариный - в сосняке на краю верхового болота, а тетеревиный - на самом открытом болоте), то нет ничего удивительного, что какой-нибудь из "овдовевших" глухарок может прийти в голову мысль поинтересоваться косачами. 
Наконец, бывает так, что человек плодит гибридов совершенно осознанно. Что сейчас в массовом порядке происходит во всевозможных питомниках, где разводят хищных птиц для любителей охоты с ними. Дело в том, что подавляющее большинство хищных птиц (если не все) входят различные приложения к конвенции СИТЕС, то есть торговля ими, провоз через границы государств и содержание в неволе частными лицами запрещены или во всяком случае сильно ограничены. На гибридов же эти ограничения, естественно, не распространяются. Ну а у сокольников ловчие птицы регулярно улетают…
Теперь о том, насколько нежелательным явлением может быть гибридизация. Понятно, что в первом случае (подорлики, чайки и т.п.) ни о каком вреде не может идти речь по определению - тут мы имеем дело с естественным процессом.
Во втором случае вопрос несколько более сложный, однако, как показывает практика, к сколько-нибудь существенным печальным последствиям такая гибридизация не приводит - в первую очередь потому, что по-настоящему массовыми такие явления никогда не бывают, и гибриды без следа растворяются в популяциях родительских видов (что же касается конкретно межняков - то они и вовсе бесплодны).
Другое дело, когда количество гибридов становится сравнимым с численностью «чистокровных» диких видов (такое, повторяю, возможно только при постоянном "засорении" популяции гибридами извне - например, из зоопарков или питомников). Так, в Швеции, по словам представителей местного природоохранного ведомства, гибридные сокола уже составляют серьёзную конкуренцию диким сапсанам - тем более что они, как правило, более крупные и сильные. 
Ну а теперь, собственно, фотографии.


Гибрид белолобого гуся (Anser albifrons) и гуменника (A.fabalis). По размерам птичка не превышает белолобика, но по телосложению больше похожа на гуменника. Клюв почти чисто-розовый, как у белолобого, но по форме скорее гуменничий. Тёмных пестрин на груди почти нет (только одно небольшое пятнышко).


Гибрид хохлатой чернети (Aythya fuligula) и красноголового нырка (A.ferina), самец. Один из самых часто встречающихся в природе гибридов водоплавающих.


Ещё один нырковый гибрид, но уже поинтереснее - межродовой: красноносый нырок(Netta rufina) и белоглазый (Aythya nyroca). Самец вверху, самка внизу.


А это - гибрид огаря (Tadorna ferruginea) и пеганки (T.tadorna). Такие гибриды вполне плодовиты, в нашем зоопарке дали несколько выводков.


Ну и напоследок - самое экзотическое. Помесь селезня кряквы (Anas platyrhynchos) и самки огаря (Tadorna ferruginea). Подобно крякве, гибрид (это оказался самец) на лето сменяет наряд на более тусклый (нижнее фото).

фото, птицы, гибриды

Previous post Next post
Up