Сказкотерапия и жизнь, или О чем я не сказал в своем интервью Первому каналу

Jun 20, 2011 23:35


Как-то так получилось, что за все время, пока я учился в школе сказкотерапии, не пришлось к слову рассказать об этом здесь. Факт сей я не то чтобы скрывал, но и не афишировал особо, как-то не к случаю все было. А теперь уже вот и здрасте, даже экзамен сдал и бумажку именную получил, что успешно прошел мимо этой школы. Так что, наверное пришла пора порассказать и попоказать, что это за зверь такой, сказкотерапия. У меня даже и фотки имеются, а то как же. Но для начала, как полагается, преамбула.

Началось все, хотел написать "в октябре прошлого года", но тут бы я соврал. Сказки-то я давно люблю, и с возрастом эта любовь не уменьшается, даже наоборот как-то. А тут еще года три-четыре назад узнал я про эту самую сказкотерапию. Поскольку психологию я люблю не меньше, чем сказки, такое сочетание показалось мне совершенно замечательной штукой. Литературы по этой теме не сказать, чтобы очень уж многого, особенно не переводной, а от отечественного буквопроизводителя. Ничего удивительного, что довольно быстро я вышел на книги Мити Соколова. Его книги я и сейчас считаю, если не самыми полезными и умными, то уж точно самыми веселыми и оригинальными из всей отечественной сказкотерапевтической литературы. Все, что я в ту пору про Митю узнал, это то, что живет он где-то в Крыму. Эдакий полутелесный горный дух, знающий множество мудрых историй. На такого бы посмотреть хоть одним глазком и то уже событие.

И тут вдруг (ну как вдруг, через пару лет) в жж Соколов пишет об очередном наборе в годовую школу сказкотерапии. Мог ли я не пойти туда? Даже обстоятельства и те начали услужливо складываться в мою пользу. Оно так и бывает, когда выбираешь верную дорожку. Например, для меня было довольно неприютной проблемой необходимость отпрашиваться на работе два раза в месяц на вечерние лекции. И что бы вы думали? В пятницу, за день до первого семинара мой сокамерник по кабинету на работе протолкнул идею, что ему удобней работать не с 9 до 18, а с 8 до 17. В общем, все мое усилие по сдвигу рабочего распорядка состояло в том, что я пошел вместе с сокамерником и главным инженером в кабинет шефа и в нужный момент сказал: "И я тоже хочу". С этим часовым сдвигом я уже всюду успевал и отпрашивается было не надо. Жив был бы коллега Юнг, он бы вам тут порассказал про синхронистичность.

Вот так и получилось, что пошел я учиться на годовую программу занятий в школу сказкотерапии к Мите Соколову со товарищи (в лице Димы Скрипникова и Милы Шеиной). Учиться было очень классно, хотя по факту группа была скорее терапевтическая, чем учебная. К тому же этот курс школы был единственный в своем роде. Первый и последний, как оказалось, раз, на арене школы в качестве великих сенсеев выступали сразу три ведущих, работающих в очень разных манерах. Очень интересный у них Змей Горыныч получился. А 12 июня сего года этот самый Горыныч выдал на экзамене участникам школы бумаженцию, в которой "Лаборатория Сказкотерапии и Архетипического Анализа Кафедры Магического Театра и Архетипических Исследований подтверждает, что..." Дальше уже не важно что она там подтверждает, мне вот эти все титулы уже мозг выносят. Круче, наверное, только диплом НИИЧАВО выглядит :)

Ну и теперь как-то вот захотелось мне подвести итоги своего обучения. Как минимум есть желание выложить некоторые написанные в процессе обучения сказки. Ну а может и порасскажу чего про сами занятия и фото повыкладываю. Там посмотрим.

Пока же в качестве сегодняшней амбулы я хотел поведать вам самый что ни на есть жизненный случай с одного из занятий.

19-20 марта был у нас очередной двухдневный семинар, посвящен он был архетипу Тени и работе с ним через сказки. Вел этот семинар Дима Скрипников. В начале второго дня в воскресенье он озвучивал программу на день и невзначай так обронил, что ближе к концу занятий приедут люди с Первого канала, будут брать у него интервью. Ну и весь этот наш сказочный бардак немножко поснимают, если мы согласимся. Мы так слегка прифигели и немного даже напряглись, но потом работа пошла и все о грядущем визите (очень хочется ласково назвать их телепузиками, но уж ладно, назову их нейтрально) людей из ящика вроде как позабыли.

А они меж тем приехали вовремя, аккурат к концу семинара. Мы к тому моменту уже всю запланированную работу на день завершили, пара человек уже даже досрочно свалили. Но раз для дела надо, почему бы благородным донам не показать перед камерой кусочек разбора персональной свежепридуманной сказки. Показали, с душой так. А потом люди из ящика предложили тем, кто смелый и отважный, в камеру что-нибудь эдакое сказкотерапевтическое порассказывать. Ну, там о своем видении роли сказкотерапии в современной человеческой цивилизации, а также о спортивно-оздоровительных методах ее применения в быту и на рабочих местах. Особенно, сказала репортерша, нам интересно про детей. Ну а мне чего, я ж сам дитя природы. К тому же последнее время у меня выработался интересный такой рефлекс на выход из зоны комфорта. Как замечаю что мне что-то страшно и стремно, так меня туда исследовательский интерес тянет пойти и попробовать сделать. Особого экстрима я чураюсь, конечно, но в целом находить персональные страхи и шевелить их палочкой стало моим личным национальным видом спорта. Вот потому и решил я в камеру людей из ящика поговорить, ибо показалось мне сие занятие достаточно стремным, чтобы обратить на него свое благосклонное внимание.

Сначала я в качестве разведдеятельности со стороны порассматривал, как с камерой людей из ящика говорила Аня. Я в это время просекал степень коварности задаваемых вопросов и обдумывал, что бы мне сказать такого эпичного. Аня между прочим профессиональный психолог, как раз и рассказывала о профессиональном применении сказкотерапии в своей работе. А еще была Лена, которая собиралась рассказывать как она с дочкой сказки и сказкотерапию использует (люди из ящика как это узнали, сразу стали жадно потирать ладошки). Я же на фоне всего этого благолепия выглядел довольно бледно и мысль моя по поводу чего-то эпичного как-то останавливалась.

Дошла до меня очередь, представился, сказал, сколько мне годиков, честно признался что ни разу не психолог, просто тема сказкотерапии мне уж больно интересна. Ну и вообще полжизни психологией интересуюсь. Поначалу слегка я подтормаживал, конечно, часто ли в телеящике показывать собираются. Но потом чую процесс пошел, меня понесло, ура! Ну я и выдал (святую истинную правду, между прочим!), что каждый человека в жизни придерживается ограниченного набора сюжетов, и сюжеты эти вполне можно увидеть, если знать куда смотреть. Страшно полезное это дело, видеть кто по жизни Кощей, а кто Илья-Муромец, кто Русалочка, а кто Спящая Красавица, кто Иван-Дурак, а кто злой царь, а кто вообще конек-горбунок.

Журналистка оживилась в тот же миг и потребовала подробностей и конкретных примеров. На конкретных примерах я подвис, рассказывать о реальных людях было как-то не очень, а придумать влет пример по алгоритму типа "собери франкенштейна" я не очень ловок. Пока я подвисал, журналистка вдруг сгенерировала еще пару весьма неожиданных для меня вопросов. А у вас, говорит семья есть? Нету, говорю, у меня семьи (даже чуть не добавил, как Цекало в спектакле "По По": "Ну как-то умерли все!"). А тогда, продолжает она, может вы сказкотерапией от нефиг делать занимаетесь, типа хобби? Ну, охреневаю я тихонько, можно и так сказать, что от нефиг делать и хобби. И тут у меня верхний мозг, который неокортекс, окончательно отрубает. Люди из ящика, видя такую безнадежность сего предприятия, решили временно меня оставить в покое. Мы, говорит репортерша, если вы все же что-то придумаете, вас потом доснимем.

И вот у меня в башке параллельно разворачиваются сразу два процесса. С одной стороны я чувствую себя героем произведения горячо любимого мною еще с юных лет Филиппа Киндреда Дика. Потому что тема "у тебя нет семьи и ты, сука такая, занимаешься фигней и психологией" меня уже задолбала. Из моего социального окружения меня только ленивый, кажется не прессанул, что я вместо дела всякими фигнями занимаюсь. По сказкотерапиям и прочим тренингам из чистого интереса шатаюсь! Сколько раз я этот злоебучий вопрос слышал, казалось уже выработал против него иммунитет. А тут приходят люди с камерой и микрофоном, косят под обычных людей из ящика, а потом как бы невзначай спрашивают: "А теперь скажи-ка, чувак, перед лицом всей страны, почему ты до сих пор занимаешься фигней?" Разумеется, своим могучим интеллектом я вполне понимаю, люди из ящика тут совершенно ни при чем, это исключительно мой внутричерепной переводчик так интерпретирует. Но понимать это одно, а живые чувства переживать - совсем другое. Зацепило кнопку слива и понеслось говно по трубам.

Ну и потом, что за пренебрежительное отношение к хобби? Тьфу, слово-то какое противное! Возьмем лучше его русскоязычный аналог, боле точно передающий смысл: увлечение. Я вот знаю очень мало вещей в жизни, сопоставимых по важности с настоящим увлечением. Да и история подкидывает интересные факты. Вот был, например, еще чувак по имени Альберт, работал в патентном бюро, а от нефиг делать увлекался тем, что играл на скрипке и открывал новые законы физики. Доувлекался в итоге до Нобелевской премии (правда, не за скрипку).

Ах да, параллельно же идет второй мозговой процесс, я генерю в срочном порядке краткий курс практического применения сказкотерапии с примерами. Хочется же, чтобы и в телевизоре было видно, какой я на самом деле жутко умный. А ведь непростая задача, чтобы с одной стороны без личностей, с другой, чтобы похоже на правду и люди из ящика улыбнулись довольными усталыми улыбками. Накреативил кой-чего, конечно, а то. Для того уровня срочности неплохо вышло, неокортекс-то включился уже обратно. Я людям из ящика даже вербальные сигналы подавать начал из своего уголка, типа ку-ку мой мальчик, если что я уже готов подкинуть конкртетрных таких примеров, все как просили. Но они, видать, наснимали уже сколько нужно. Так что я был с извинениями отправлен в игнор вместе со всем своим умищем и его порождениями. Оно конечно ясно, что работа прежде всего, но я до сих пор чувствую некоторую незакрытость гештальта и внутреннюю обязанность поделиться с миром своими озарениями. Раз уж они не нужны Первому каналу, пущай будет в блог. Впитывайте эксклюзивные сакральные знания, золотые мои!

Итак, вашему вниманию предлагается быстрорастворимый курс по введению в практическую сказкотерапию. Для этого вначале необходимо описать несколько основных моментов. Озвучить, так сказать, базовые пресуппозиции.

Первое, если очень сильно обобщить, все сказочные сюжеты можно разделить на три большие группы: героические, плутовские и сюжеты жертвы.

Второе, каждый человек имеет магистральный вектор движения по сюжету своей жизни, который в рамках архетипического анализа можно назвать "базовым мифом". Базовых мифов намного больше чем три, но все равно ограниченное количество, несколько десятков. И все они более-менее укладываются в один из трех основных сюжетов, реже их комбинацию. Так что выйти на базовый миф человека, можно сначала определив, кто он по жизни больше: герой, плут-трикстер или жертва.

Третье, таки да, нужно учитывать контекст, в каждом из нас есть и герой и трикстер и жертва, но в разных пропорциях. И в разных контекстах тоже разное вылезает. Например, человек может быть с родителями жертвой, с супругом героем, с коллегами плутом. Или наоборот. Некоторые люди в большинстве контекстов могут вести себя одинаково, но так бывает редко. Например, когда человек в коме.

Четвертое, в сказкотерапии материалом для работы может быть не только сказка, как мы ее привыкли понимать. Материалом может быть любая история, в которой есть сюжет. Человек рассказывает вам, как ходил в баню или в магазин - вот уже и сказка! Как отреагировал наш персонаж, если на кассе не оказалось сдачи? Один теряет время и тратит свои и чужие нервы, чтобы добиться справедливости и соблюдения закона о правах потребителя. Пускай он так и не смог ничего купить, зато горд тем, что попытался навести порядок. В этом случае перед нами жертва. Другой быстренько нашел способ получить то, что ему надо, пусть даже и поднапрягшись. В общем, если прошел квест и получил необходимый результат - перед нами герой. А если чувак из непонятных побуждений наехал на охрану, чисто ради прикола, посмотреть что они могут ему сделать, да еще какую-нибудь мелочь успел внаглую стянуть, перед нами трикстер.

Отлично, теперь мы примерно знаем, какими ценностями человек руководствуется. Герою нужен приз, но за него он готов впахивать. Жертве нужны правила и их соблюдение, стабильность и предсказуемость, даже если это стабильные и предсказуемые тумаки. Трикстеру нужно взламывать существующий порядок, и чтобы было прикольно. Вот такая немудреная моделька получилась, глубоко может и не вспашет, но и борозды всяко не испортит. Для более тонкого анализа следует, конечно, изучать более детальные архетипические роли и сюжеты, но это как вы уже понимаете отдельная большая область знаний. Зато теперь слушая байки в курилке, вы можете извлекать из них полезную инфу о людях, чтобы эффективнее с ними взаимодействовать.

Теперь я хотел бы подробнее остановиться на героическом сюжете (эту часть я придумывал уже после семинара по пути домой в поезде метро). Мне кажется, что героический сюжет является основополагающим для всех остальных, по крайней мере, в нашей культуре. Чуть ли не две трети русских сказок имеют в своей основе именно героический сюжет. Есть у меня такое предположение, что удельное отношение в фольклоре героики и плутовства отчасти зависит от климатических условий, в которых существует культура. Чем мягче условия окружающей среды, тем меньше в фольклоре героев и больше трикстеров-плутов. Трикстерские сказки распространены больше у индейских и африканских племен, зато у суровых скандинавов, которые две трети года живут по яйца в снегу, сплошь герои, один суровей другого. Беспредельная калевала от края и до края, даже бабы у них в эпосе воительницы-валькирии.

Ко всему прочему в героическом сюжете хорошо просматривается идея цикличности природных явлений. А такая цикличность наиболее контрастно проявлена именно в северных широтах. Очень любопытную картину можно получить, если накладывать цикл героического путешествия на прочие естественнее циклы. В рамках психологии ко всему прочему он отлично ложится на гештальтистскую кривую удовлетворения потребностей. В более приближенном к повседневной социальной жизни смысле можно наложить этот цикл на жизненный цикл товара, или еще лучше на жизненный цикл проекта. Мне как проджект-менеджеру это наиболее близко.

Вот какая вполне нефиговая концепция у меня придумалась, она правда еще сыровата, но общую идею уловить вполне можно. Итак, для практического использования можно наложить цикл развития проекта на цикл героического путешествия и подбирать на разных этапах проекта разных исполнителей на главные роли. В начале стартапа на этапах разработки и внедрения главными должны быть трикстеры. Ко всему прочему цикл героического путешествия хорошо ложится на последовательность старших арканов Таро, которые этот естественный цикл и иллюстрируют. Первый старший аркан - это Шут, то есть тот самый плут или трикстер. С него все и начинается. Трикстеры придумывают твиттеры, айподы, и даже фейсбук хоть и был придуман занудными программерами, но из вполне трикстерского первоначального побуждения. Что лишний раз доказывает, трикстеры живут в каждом из нас, только на разной глубине. У трикстеров развлечение такое, набросить какого-нибудь говна в вентилятор и посмотреть, что из этого получится. И ведь получается!

На этапе внедрения, если уже ясно, что проект пойдет в рост, пора привлекать героев на главные роли. Они будут нам нужны когда ситуация более-менее стабилизируется, но проект требует много внимания и ресурсов. Пускай теперь герои героически продвигают проект за ценный приз. Трикстеров в это время имеет смысл перебросить на новый стартап, чтобы не мутили воду в стабильно растущем бизнесе.

Когда проект находится на пике, переходя на стадию зрелости, а работа по нему давно стабильна и стандартизирована, мы передаем бразды правления жертвам, а героев перебрасываем на новый проект, который уже подготовили и вывели на орбиту роста трикстеры. Со временем жертвы же умирающий проект на стадии спада и похоронят на автопилоте, когда он начнет дестабилизироваться на стадии угасания. Рано или поздно они не справятся с накопившейся критической массой багов и проект сам собой загнется. Ко всему прочему жертвы работают за меньшие деньги, чем герои. Именно они должны быть исполнителями на этапе стабильного роста, когда у руля герои.

Ужас просто, как много завиральной фигни можно придумать, пока едешь в метро от Площади революции до Щелковской :)

PS
Хоть и проявил я себя в процессе взятия интервью дурак дураком, но перед этим мы же еще разыгрывали с группой сказку по ролям. Если бы показали, как я там на четвереньках за девушкой-кошкой скакал, то это был бы мой звездный час, который искупил бы все! Но теперь непонятно, покажут ли вообще. Плакали мои 15 секунд славы.

спортивно-оздоровительный дзэн, креатив, мероприятия, глупости

Previous post Next post
Up