The Dark Side of Оля Пулатова

Mar 19, 2011 22:51



The Dark Side of Оля Пулатова

Широким народным массам Ольга Пулатова в основном известна как участница (одна из фронт-вумен, как принято сейчас говорить) группы "Flёur" из города-героя Одессы. При этом одновременно с работой в группе "Flёur" Ольга постоянно принимает участие в различных сайд-проектах. С одной стороны, то что получается "на стороне" созвучно музыке "Flёur", куда без этого. С другой же, ну не зря ведь все это добро называется сайд-проектами. Посему, возьму на себя смелость охарактеризовать эту сторону творчества одесской певицы эпитетом, который и вынесен в заголовок. Сейчас попробую объяснить почему.

В рамках группы "Flёur" Ольга Пулатова делит авторство песен со второй исполнительницей - Леной Войнаровской. Они пишут песни по отдельности, аккуратно половиня программу на концертах и деля поровну трек-лист на альбомах, педантично расставляя свои номера строго через один. Но даже и без такой вот нехитрой нумерологии довольно четко можно определить по одному тексту (раньше в силу аудиального дебилизма я путал их голоса), чьему именно авторству принадлежит та или иная песня. Так уж получается, что Пулатова пишет и исполняет самые мрачные номера из репертуара группы. Думаю, в первую очередь именно из-за них в готической музыкальной тусовке "Flёur" считают вполне своими. А на концертах группы нередко можно увидеть персонажей, которые всем своим видом как бы доказывают известное утверждение о том, что мертвые тоже не дураки поплясать.

Правда, слишком уж мрачных номеров на каждом отдельно взятом альбоме не так много - один, максимум два. Самые известные из них: "Обескровленная Мэри", "Формалин", "Легион", "Никто не должен прийти", "Да это так" - вполне могли бы образовать отдельную тематическую компиляцию. Все эти песни отдают мрачноватой инфернальностью с нотками безумия и несколько выделяются из общего ряда и без того довольно своеобразного творчества группы "Flёur". Благодаря им нет-нет да и проявится вместо женственной грусти и меланхоличной депрессивности не очень свойственные образу группы напор, агрессия, тяга к разрушению и прочие "шалости" из репертуара женщин на грани нервного срыва. Даже не верится, что тому же автору принадлежат такие лиричные песни, как "Будь моим смыслом" и "Теплые коты", причем в рамках одной и той же группы. Но видимо коллеги-одногруппники до конца не дают Ольге разгуляться, поэтому в сайд-проектах она наверстывает как может. Здесь она чувствует себя гораздо свободнее в такой непростой теме, как теневые аспекты человеческой психики и сумеречные состояния сознания. Что-то есть в этих песнях похожее на глаза безжалостного хищника, которые манят и пугают одновременно. И если посмотреть на сайд-проекты Пулатовой, то именно эта своеобразная попытка заглянуть в самые мрачные глубины подсознания, стиснутого повседневными социальными нормами и предписаниями, часто является в них одной из основных тем.

Тема эта, надо сказать, довольно непроста и вряд ли рассчитана на массовую аудиторию. Хотя есть ней свое мрачное очарование, так что своего слушателя и зрителя подобное искусство находит всегда. Как метко заметил Сергей Калугин, каждый музыкант всю жизнь в разных вариантах пишет одну и ту же песню. "Манифест" творчества Пулатовой, в том числе (или даже в особенности) сольного, пожалуй что хорошо передан в строках песни "Река времен" из репертуара все той же группы "Flёr":

Моя ноша меня не убьёт,
Как бы ни была тяжела.
Всей душой я начну вот-вот
Верить в необходимость зла,
В то, что тёмной моей стороне
Благодарна я быть должна -
Вместе с нею ещё сильней
Моя светлая сторона.

Взаимодействие темных и светлых сторон Я, попытки честно и пристально взглянуть на свою "темную" половину личности, познать двойственную природу человека и принять ее - пожалуй это и есть основная тема лирики Пулатовой.

Итак, о музыке. Еще до образования группы "Flёur" Пулатова участвовала в проекте "Аэроплан", который просуществовал с 1997 по 1999 годы. После распада группа оставила 4 трека студийного качества и 6 демок, которые позже разошлись в народе как единственный альбом "Аэроплана". Песня "Струна", представленная на этой компиляции в вокальном и инструментальном вариантах, в последствии войдет на один из альбомов "Flёur". Музыка этой группы по большей части представляла собой редкое по тем временам для русскоязычной сцены обращение к таким музыкальным стилям, как трип-хоп и эйсид-джаз. Гитара, бас-гитара и виолончель писались вживую, остальной звук делался на компьютере. Музыка была интересная, но видимо появилась не в то время и не в том месте, скорее всего поэтому проект и не получил развития.

В феврале 2000 года Пулатова и Войнаровская объединяют свои творческие усилия и начинают искать музыкантов для группы, которая позже получит название "Flёur". Параллельно этой деятельности Пулатова принимает участие в готик-электронном проекте "Dust Heaven". Группа эта существует и по сию пору и, как и прежде исполняет электронную музыку в смешении жанров synth-goth, cold wave и darkwave. От сотрудничества с Пулатовой, которое официально закончилось в 2005 году, остались четыре записанных трека и один ремикс, которые были объединены в сингле "Невидимки" в 2003 году. На мой взгляд, это один из самых интересных проектов в отечественной synth-pop культуре. Безумно жаль, что это сотрудничество так и не вылилось хотя бы в полноценный альбом. В этом проекте песни Пулатовой обращены не столько к теме теневых аспектов психики, сколько погружают в сновидческое состояние, описывая миры по ту сторону яви. Вроде как Пулатова и по сию пору сотрудничает с "Dust Heaven", сочиняя для них тексты и музыку, хотя звучит новый материал заметно по-другому. В группе теперь новая вокалистка, Анастасия Букина, которая чисто технически поет, возможно, даже лучше Пулатовой, но той же атмосферности на мой взгляд уже как-то не получается. Просто теперь это уже другая группа с тем же названием.

В 2004 году, когда вышел уже третий альбом "Flёur", проект "Аэроплан" был возрожден Пулатовой и одним из бывших участников, Алексеем "Монстром" Радионовым но уже под новым названием. Собственно из-за состава участников он свое название - "Оля и Монстр" - и получил. В рамках этого проекта его участникам удалось наконец-то записать полноценный студийный альбом, весьма достойный по звучанию. Развивая музыкальные идеи "Аэроплана", музыканты снова взяли за основу трип-хоповый и эйсид-джазовый каркас, добавив в этот раз больше электронного саунда, а гитарный звук сделав более напористым и агрессивным. Виолончель заменили на скрипку, которая, впрочем, звучит всего в 3 композициях. Есть в альбоме и атмосферный этериал, более близкий к музыке "Cocteau Twins" или "Dead Can Dance". К сожалению группа "Оля и Монстр" просуществовала лишь до 2008 года, оставив после себя один-единственный альбом. Группа время от времени давала редкие концерты, на одном из которых мне посчастливилось побывать. И надо сказать, это выступление меня весьма и весьма сильно впечатлило.

В том же 2008 году Пулатова начала сотрудничать с московской пост-роковой группой "Verba". Результатом этого тандема в начале 2009 года стал сингл "Лунатик", в который вошли 3 песни. В отличие от "Оли и Монстра", здесь акцент с электронного звука (который впрочем, тоже не был забыт) был перенесен на живую ритм-секцию и гитару. Постр-роковый саунд, как оказалось, сочетается с текстами Пулатовой ничуть не хуже, чем synth-goth и трип-хоп. К тому же с ужесточением звука, более жесткими стали и тексты.

Если несколько обобщить, большинство песен Пулатовой, которые записаны в сайд-проектах, по содержательной компоненте довольно четко можно было разделить на две большие категории. Во-первых, это песни, посвященные теме сновидений, трансово-пограничных состояний и иллюзорности воспринимаемого нами мира. Эти медитативно-атмостферные композиции переполнены странными галлюциногенными образами, мистическими персонажами и больше всего похожи на описание путешествий по ту сторону реальности. Можно даже сказать, что они провоцируют те самые трансовые состояния, в которых облегчается доступ к бессознательному. Именно бессознательное и представлено в песнях в образе "потустороннего мира".

Во-вторых, это песни про вытесненные, сокрытые, теневые аспекты психики. В них исследуется тема внутреннего и внешнего запрета обращения к своей "темной половине", конфликта с ней. Поскольку вытеснение "запрещенных" чувств, отрицание нежелательных сторон личности, страх столкновения со своим "темным двойником" ни к чему хорошему обычно не приводит, в таких композициях часто речь идет о саморазрушении, агрессии, паранойе, жесткой аддикции и прочей богатой внутренней жизни на грани психоза и расщепления личности.

Слушая первую совместную работу проекта "Verba & Ольга Пулатова", можно заметить уже знакомые по предыдущим проектам основные темы, характерные для лирики Пулатовой. Тема двойственности природы человека и нераздельности двух сторон его бытия, которая рефреном звучит во многих текстах Пулатовой, снова представлена в песне "Взрослые дети". Но звучит она более жестко и радикально:

Так сильно не может быть,
Такое не может лгать,
Если нас разделить,
Мы перестанем дышать.
Спаяны, сплавлены крепко,
Сердце одно на двоих,
Одна кровеносная сетка,
Разделить нас значит убить.

В композиции, которая дала название синглу, тема отторжения непризнаваемых частей себя доведена до некоторого логического предела. Это песня о человеке, потерявшем свою душу или какую-то ее значимую часть, который в результате столь прискорбного происшествия становится ходячим мертвецом, опустевшей оболочкой, лишь внешне похожей на человека. Ну и третья песня продолжает еще одну "фирменную" пулатовскую тему - сновидческую. Она так и называется "Наши сны", но и в ней тема сновиденческих трипов подана весьма пессимистично. Сны последнее убежище героини песни, да и оно скоро не сможет помочь ей выживать в жестоком мире современных городов.

В ноябре 2010 года выходит и полноценный альбом проекта, который создавался более двух лет. Характерная пулатовская лирика и своеобразный вокал Ольги очень удачно легли на созданный музыкантами "Verba" пост-роковый и пост-панковый психоделический саунд с изрядной примесью электроники. К проекту также приложили руку многие музыканты из довольно известных электронных и пост-роковых проектов, таких как Theodor Bastard, MyHoliday, Secrets Of The Third Planet, Silence Kit, "Весна На Улице Карла Юхана". Сами же музыканты характеризуют свою музыку так: "от воздушного трип-хопа до динамичного постпанка и яростного нойз-рока".

Музыка, представленная на альбоме заметно отличается от того, что делает "Verba" в своем сольном инструментальном творчестве. При этом, отчасти продолжая традиции "Оли и Монстра", музыканты сумели избежать калькирования с музыки своего предшественника. У меня, честно говоря, были опасения, когда я узнал о новом сайд-проекте Пулатовой в компании с московскими пост-рокерами. Как это все будет звучать в сравнении с предыдущими работами Ольги? Но опасения были напрасны, казалось бы, песенное воплощение текстов Пулатовой в "Оле и Монстре" стремилось к идеалу. Но выяснилось, что есть и другие жизнеспособные, и в чем-то даже превосходящие, варианты, при этом не копирующие и не эксплуатирующие уже существующие работы.

Что касается лирики, то и здесь не обошлось без изменений. В этом альбоме впервые четко оформилась и появилась третья, связующая тема между двумя уже названными: вытесненными аспектами психики и сновидческими трипами. Тема эта начала проявляться еще в "Оле и Монстре", создав, хоть и не очень явно, в середине альбома смысловое ядро из песен "Голос", "Человечность" и "Равновесия нет". В новом же альбоме наиболее ярко это тема раскрыта в композициях "Внутренний космос" и "Пластилин", она даже вынесена в название альбома. Внутренний космос, сакральное пространство души, "тихая река", которая скрывает в себе неизведанные и подчас опасные течения может быть не только источником опасности и угрозы для психического здоровья. Оказывается, в то же время это пространство может быть и вполне ресурсным, если принять все то, что есть во внутреннем космосе. Признать это за свое, вместо того, чтобы отвергать и отворачиваться в страхе и неприязни.

Правда внутри нас.
Всё остальное обман.
Поэтому я не пугаюсь
Всего, что кажется странным.
Удаляются звуки города,
Недействителен нудный голос,
Я теряю нить разговора
И ухожу в свой внутренний космос.

Хотя есть на альбоме и инверсированный взгляд на эту же тему (раскрытие одних и тех же тем с разных сторон путем инверсии вообще характерно для лирики Пулатовой). Песня "Воздушные замки" повествует о слишком глубоком погружении во внутренний мир, которое может привести к утрате связи с реальностью.

Ну и в заключение хотелось бы несколько обобщить все вышесказанное и немного порассуждать, зачем вообще подобное творчество нужно и почему такие вроде бы мрачяки и чернуха вызывают интерес у слушателей. Ведь немало людей считают интерес к темам психической нестабильности и "темных сторон" Я не совсем здоровым. Зачем нам нюхать все эти цветы зла, товарищи?

Психологическая помощь (а как известно, здоровых людей не бывает, бывают необследованные) часто и заключается в том, чтобы помочь человеку вернуть ту самую утраченную значимую часть своей души (или психики, если по-научному), установить с ней контакт, буквально вернуть душу в себя. В шаманских практиках, которые по большому счету, если не придираться по мелочам, близки и к психотерапии и к музицированию, болезнь, тем паче душевная, как раз и считается утратой души или ее части. Чтобы вылечить больного, шаман вынужден был отправляться по ту сторону реальности, чтобы вернуть душу на место.

В противоположность отторжению, признание отвергаемых и вытесняемых сторон собственной личности, тотальный контакт со всеми своими переживаниями и чувствами как раз и делает человека цельным. Слово "целительство", к сожалению затрепанное и дискредитированное всякими шарлатанами, как раз и происходит от слова "целый" и "цельный". Собственно, для обретения целостности и нужны путешествия во внутренний мир, это оправдывает ту смелость и мужество, которые необходимы, чтобы взглянуть на свои темные, отвергаемые стороны. И принять их. В противном случае, эскалация внутренних конфликтов может довести до цугундера, а то и смирительной рубашки и аминазина под лопатку в комнате с мягким потолком без права на надежду.

Такое самопринятие дает возможность безопасно находиться в своем внутреннем пространстве и использовать его как ресурсное. К тому же, если вернуться к музыке проекта "Verba & Ольга Пулатова", в песне "Пластилин" можно разглядеть легкий налет здорового солипсизма. То, что воспринимается нами как мир внешний, является во многом проекцией вовне мира внутреннего. Прямое воздействие на внешний мир часто бывает бесполезно или малоэффективно, а то и чревато неприятными последствиями. Возможно самый эффективный способ влияния на внешний мир - это как раз контакт с миром внутренним, его принятие и освоение. И тогда через изменение внутреннего пространства можно уже как-то менее явно и более мягко и гармонично менять мир внешний.

Мне кажется, подобное творчество может послужить для внимательного слушателя неким недостающим элементом сознательно-бессознательного интерфейса, дающим доступ к изнанке нашего внутреннего мира, хотя бы на время. Люди творческие, более чувствительны и более мужественны, чем среднестатистический обыватель. Они своеобразные путешественники, которые ходят на другую сторону повседневной реальности, чтобы вернувшись дать нам возможность посредством своего творчества установить связь с нашим же внутренним миром по ту сторону обыденности.

PS
Когда я дописывал эту заметку, нашел инфу о выходе бонус-диска "Внутренний космос. Темная сторона", который дополняет основной альбом. Название для статьи я придумал почти сразу после презентации альбома еще в прошлом году. Так что, клянусь своими кошками, это совпадение! :) Ну или ясновидение, кто теперь разберет.

Альбомы проекта "Verba & Ольга Пулатова" официально доступны для скачивания здесь: "Лунатик", "Внутренний космос" и "Внутренний космос. Темная сторона".

BONUS TRACK: видеоматериалы

Единственный клип, снятый в рамках проекта "Оля и Монстр" на песню "Голос" к сожалению запрещен к распространению самой Ольгой. Так что я нашел не знаю чью видеонарезку с Гагриным! Не знаю при чем тут Гагарин, зато песню слышно хорошо.

image Click to view



Видео с того самого концерта, на котором я был, и снято практически стого места, где я стоял! Мне эта песня очень напоминает "Protection" Massive Attack.

image Click to view



Еще одно видео "Оли и Монстра" с того же концерта (остальное что я нашел весьма спорного качества): http://www.youtube.com/watch?v=npsgJhvH0LU&

Любопытный фанарт на песню "Рецессивный ген" с использованием нарезки из фильма "Эквилибриум". В конце там еще зачем-то присобачили кусок песни "Равновесия нет", видимо из любви к фильму. Ссылка: http://www.youtube.com/watch?v=QT5foXztVI4

От времен сотрудничества Ольги с "Dust Heaven" видимо не осталось видеозаписей. Зато старые песни исполняются новой вокалисткой. Все, что нашел из старого репертуара, концертное видео песни "Тихая река".

image Click to view



"Verba & Оля Пулатова" - "Лунатик" @16tons

image Click to view



"Verba & Оля Пулатова" - "Нельзя" @16tons

image Click to view



Все видео с этого концерта: http://www.youtube.com/user/a1argusblog#g/c/DF590F7CAD619643

Видео с презентации альбома "Внутренний космос" (как раз на нем я и делал фотографии): http://www.youtube.com/user/a1argusblog#g/c/087DCCF8D4F03728

Ну и напоследок немного музыки из репертуара группы "Flёur". Тем более песня "Формалин", посвященная теме двойников, очень здорово смонтировалась с фанартовским видеорядом из фильма "Обитель зла".

image Click to view


видео, про слушанное, гиперлинки

Previous post Next post
Up