Юрий Наумов, концерт в ЦДХ, 2009-10-11

May 22, 2010 18:58


Все-таки жизнь поступает ужасно несправедливо, когда порой подсовывает нам возможности сбычи давних мечт мимоходом и как-то между прочим. В рабочем, что называется, порядке. Почему-то, кажется, что сбыча мечт должна обставляться, ну если не фейерверками и народными гуляниями, то хотя бы обязательным самочинно возникающим особым душевным состоянием и всяческими благорастворениями флюидов позитива и гармонии в мировом эфире. Так нет же, жизнь норовит подсунуть исполнение мечты, мало того что без полагающихся по табели о рангах придыхания и трепета, но и без элементарного предупреждения. К тому же в самый неподходящий момент.

1.


Уже и не помню в каком году я впервые услышал концертный альбом Юрия Наумова "Московский буги". Этот концерт был записан в ДК Горбунова 24 апреля 1994 года, а ко мне попал пожалуй году в 1996. Я тогда активно изучал современную рок-музыку, которую лет до 17 игнорировал. Так что материала для освоения у меня было ну просто завались. Но при всем богатстве выбора Юрия Наумова среди прочих я выделил сразу.

Во-первых, слушая вышеупомянутый концертник, я не сразу понял, что ЭТО играет ОДИН человек на ОДНОЙ гитаре! Правда потом выяснилось, что и человек и гитара ох как непросты: гитарист чуть ли не самый виртуозный исполнитель блюза родом из России, а гитара о девяти струнах, сделанная на заказ виолончельным мастером. Вернее не сделанная, а построенная, как выражаются мастера виолончельных дел. Уникальный инструмент в совокупности с необычной техникой исполнения и парой десятков оригинальных строев гитары позволяет одновременно исполнять и ритмический и сложный мелодический рисунок музыкальной композиции. В своих интервью Наумов не раз говорил, что у него обычно не складывались отношения в коллективном музыкальном творчестве, в результате чего он решил стать сам себе группой, звучать как ритм, соло и бас-гитара сразу. И надо сказать это у него получается, как Наумов при этом умудряется еще и петь, представить лично мне довольно сложно. Но факт остается фактом.

Во-вторых, на "Московский буги" я впервые услышал настоящие психоделические рок-тексты на русском. Для меня это было настоящим откровением, наверное с того времени я и полюбил сложные рок-композиции большого формата (а некоторые песни на "Московском буги" звучали под 10 минут) с навороченной и насыщенной сложными символическими рядами лирикой. Кстати, когда много позже выяснилось, что Сергей Калугин почитает Наумова за своего учителя, я ничуть не был удивлен. Весь дебютный альбом Калугина "Nigredo" просто пропитан этим духовно-музыкальным влиянием.

С 1990-го года Наумов живет и успешно продолжает музыкальную карьеру в Америке, приезжая в Россию, чтобы давать редкие концерты в основном на маленьких площадках. Во второй половине 90-х, когда интернета в современном его виде не было и в помине, узнать о таком концерте и попасть на него - для меня было чем-то нереальным. Я вообще не был уверен, приезжает ли Наумов в Россию, а узнать было особо и негде. Ближе к наступлению миллениума я перестал посещать концерты вовсе, не до того стало.

Когда спустя почти 10 лет я стал снова ходить на концерты, я разумеется время от времени вспоминал про эту свою юношескую мечту, попасть на концерт Наумова. Набредал даже время от времени на кое-какую информацию в инете. Оказалось что нынче Наумов вроде как не редкий гость в наших краях, и даже в таких залах как ЦДХ время от времени выступает. Но, наверное, это один из тех случаев, когда сознательное желание оказывается не в силах совладать иррациональным страхом. Тем более что с виду и бояться-то особо нечего. Так чего же я тогда испугался? Того, что легенда, кумир, некий идеализированный образ, даже не человека, нет, музыки, так вот, этот образ при близком знакомстве окажется другим, не таким как представлял его больше полутора десятков лет. Тут даже речь не о категории "лучше/хуже", страшна сама по себе обязательная инаковость, отличие между реальностью и сформировавшимся за годы ментальным фантомом. Каковое отличие может очень помешать чистоте восприятия прекрасного в процессе десакрализации.

Так что "неожиданно" узнав о концерте Наумова в ЦДХ я "почему-то" сразу нашел массу причин, почему посещение концерта следует отложить. Вернее я сформулировал это для себя как "скорее всего не...", после чего аргументировал себе это ворохом довольно внушительных рационализаций. Одной из причин было то, что я предпочитаю покупать билеты в ЦДХ заблаговременно, чтобы иметь возможность прикасаться к прекрасному с максимально удобных диспозиций. А в тот раз ехать в Москву специально за билетами мне было ужасно лениво. Кто бы лет десять назад сказал, я б не поверил! Ведь каких-то 4 часа и у меня билет на Наумова, к тому же за довольно смешные по нынешним временам деньги.

Но в итоге все получилось еще смешнее. В субботу, за день до концерта, я обнаружил, что вообще-то уже нахожусь в паре станций метро от ЦДХ, так как только что купил новый объектив и теперь собираюсь по пути домой завернуть в книжный. А ЦДХ почти что на маршруте моего следования и кассы его откроются как раз когда я до него доберусь. В общем, я решил больше не кочевряжиться и поехал покупать на предпоследние деньги билет на концерт. Знали бы вы, как я потом порадовался этому своему решению! Конечно же, все оказалось не так, как я ожидал, но после концерта я только больше укрепился в своем отношении и к личности музыканта и к его творчеству. Наверное, Наумов один из немногих современных музыкантов, которого можно без преувеличения назвать гением. Совершенно невероятно, как можно писать такие песни, которые одновременно очень глубоко цепляют, и в то же время до конца их смысл постигнуть не представляется возможным. Всегда виден краешком еще один, более глубокий смысловой слой, наверное не вполне постигаемый и самим автором.

Сам же концерт, прежде всего, запомнился атмосферой погружения в происходящее музыкальное действо. При исполнении своих песен Наумов так зримо, так осязаемо отдается этому процессу, что совершенно невозможно оставаться непричастным. При минимальной, казалось бы, динамике происходящего на сцене, исполнение песен воспринимается как театр одного актера. В это песенное шаманство затягивает с первых же минут, и о том, что ты еще живой напоминает время от времени пробегающий по спине холодок восторга. Ну и как всякий приличный шаман, Наумов явно воспринимает мир иначе, чем обычные люди, более живым и одушевленным что ли. В этой связи запомнился один трогательный момент, когда Юрий подстраивая гитару, объяснял публике, как чутко реагирует хороший инструмент на перелет в другую страну, где атмосферное давление и влажность другие. При этом поглаживал деку и время от времени говорил гитаре: "Ну же, бэйби, давай, не капризничай". И в этом не чувствовалось никакой картинности напоказ.

Больше про концерт рассказать пожалуй и нечего, передавать словами состояния души дело, как известно, неблагодарное. Но теперь я еще сильнее, чем 10 лет назад хочу на концерт Наумова. Только без фотоаппарата, чтобы совсем уж ничего не отвлекало.

2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


про слушанное, фото, концерты

Previous post Next post
Up