Об эвфемизмах

Jun 25, 2009 00:17


Вот уж в чем возлюбленное мною (впрочем, без особой надежды на взаимность) человечество преуспело за долгую историю своего существования, так это в искусстве самообмана. Особенно фишка поперла, когда возникла речь и стала развиваться вторая сигнальная. Открылись просто бездны возможностей! Остается только диву даваться, сколько остроумных и изящных способов самообмана наизобретало обрадованное и дважды обсигналенное человечество.

Лично мне кажется одним из самых прелестных речевых инструментов искажения действительности, так называемые эвфемизмы. Это когда вещи по той или иной причине называют не своими именами, а намного более нейтральными словами-синонимами, значение которых сильнее размыто и/или проясняется только в определенном контексте. Вот я например как человек культурный не могу сказать прилюдно слово "говно", и заменяю его на, скажем, "конечный продукт жизнедеятельности" (или даже "неизбежный побочный эффект метаболизма"). Но из контекста будет вполне ясно, о чем я веду речь. И тут всем наступает счастье, вроде как и понятно что я про говно сказал, но при этом утонченные чувства собеседников не покоробил. Многие такое даже за полный шарман считают, умение обосрать собеседника не сказав вроде как ничего особенного.

Если говорить о бранных эвфемизмах, то особый интерес представляют слова-заменители мата. В принципе всем понятно, что имеется ввиду, когда говорят "блин", "фигня", "заколебал", "хрен" (или даже "href") или "пипец". Эти слова также как и мат, часто являются ненормативными в принципе или имеют второе, не соответствующее нормам языка, значение. И в таком виде они также как и мат выполняют инвективную (ругательную) функцию, вследствие чего семантическое поле слов-заменителей практически идентично исходнику.

Впрочем, это все лирика, сегодня я хотел бы поговорить о несколько иных вещах. Если внимательно присмотреться, можно заметить, что большинство эвфемизмов так или иначе связаны с базовыми человеческими потребностями. Поясню на паре примеров.

Возьмем потребность в безопасности и вытекающий из нее страх смерти. Про умерших часто говорят: "Он покинул нас", - будто это был акт доброй воли. Ладно бы про самоубийц, ведь про обычных усопших, умерших в рабочем порядке, так тоже говорят. Да будь их воля, они б еще тут помельтешили и потусовались, и никого бы не покидали!

Или скажем, социальные отношения, страх их испортить и быть отвергнутыми социальной группой порождает такие вот обтекаемые формулировки: "Это человек сомнительных моральных качеств". Хотя речь всего-навсего идет о мудаке и подонке. Но звучит как-то... некуртуазненько! Аукнуться к тому же может, мудаки и подонки они нередко очень мстительные.

Ну и, конечно же, важнейшей базовой потребностью, вокруг которой произрастают густейшие цветники эвфемизмов, является потребность в продолжении рода. Проще говоря, речь идет о сексе, на чем я остановлюсь более детально.

Но позвольте для начала мне сделать еще одно небольшое отступление. Забавно наблюдать как те же эвфемизмы, без особой, казалось бы, нужды, применяются при описании жизни братьев наших меньших. Это я о животных, если кто не понял. Так вот, видимо при разговорах о поведении животных включается так называемый проективный механизм психики, когда объектам внешнего мира приписываются собственные подавляемые чувства или желаемые характеристики. Проще говоря, говорящий частично ассоциирует себя с тем, о чем говорит. Порой получается довольно любопытно.

Вот, например, выражение "брачные игры", употребляется, кстати, только по отношению к животным. К людям - ни-ни, если только в иронически-уничижительном ключе, как в смешном фильме "Брачные игры земных обитателей" (кстати, рекомендую). Ну и откуда у животных институт брака и семьи? Правда считается, что некоторые животные образуют пары на всю жизнь, но и тут часто можно столкнуться с различного рода преувеличениями. Про лебединую верность я ничего сказать не могу, не наблюдал, лучше расскажу о достоверно известных мне фактах. В моем аквариуме живут рыбы скалярии, считается, что они образуют пары на всю жизнь. Так, когда две из них скоропостижно померли, их овдовевшие партнеры очень быстро переориентировались с кем теперь прикольней откладывать икру, благо выбор был, и переделили всю территорию. Вот и верь после этого книгам.

Или обратим внимание на животных, стоящих на более высокой ступени развития, я говорю о кошках. Наверняка вам доводилось наблюдать, как по весне заслышав истошные вопли под окнами, кто-то произносит: "Весна, кошачьи свадьбы начались". Да какие свадьбы!? У кошек что, есть священники или работники загса? Да одна кошка вообще способна родить в одном помете потомство сразу от двух или трех котов. Ей не до супружеской верности, она делом занята, о выживании вида заботится. С русской свадьбой в кошачьих отношениях только одно общее - задорные драки раздухарившихся самцов. Правда, у котов они менее травматичны.

Что уж говорить, когда речь идет о полоспецифическом поведении собственно людей. Какие только эвфемизмы не произрастают на сей благодатной почве! Вот совсем коротенько ради примера, перечень приведен по степени возрастания цинизма: знакомство, обольщение, соблазнение, ну наконец, красивый термин "пикап" или попросту съем. А смысл вобщем-то один.

Но раз смысл один, должен же быть общий лингвистический знаменатель у всего этого вороха определений разной степени обтекаемости, который бы передавал смысл с максимальной полнотой. "Трахнуть" звучит как-то банально, да и не достаточно раскрывает тему. Матерные аналоги ничуть не лучше, а наукообразное выражение "полоспецифическое поведение" слишком уж заумно и далеко от народа, как товарищи декабристы. А они, как известно, плохо кончили.

Ответ, как и многое интересное в моей жизни, пришел неожиданно. И поспособствовали моему прозрению, как ни странно, мои кошки, вернее старшая - Мария-Антуанетта.

Кошка Маня, оклемавшись после беременности, вновь стала частенько слышать настойчивый зов природы. Зов что характерно звал, и звал он ее снова и снова выполнять долг перед видом, множа свой генетический материал (котят, если кто не понял). Проще говоря, у нее начались течки, со всеми вытекающими последствиями. Уж простите меня за невольный каламбур.

Посему пришлось мне идти в зоомагазин и консультироваться на предмет приобретения чудесного снадобья. Снадобье должно было прекратить все эти полночные крики "Хочу кота потолще!", обоссывание дорогих моему сердцу предметов интерьера и дизайна квартиры и прочие выкрутасы, характерные для кошки на грани нервного срыва на сексуальной почве. И вот именно в инструкции к этому волшебному снадобью я и увидел фразу, в которой было точное и емкое определение: ПОЛОВАЯ ОХОТА! Господа, это был прокол сути, настоящее сатори.

Ну сами посудите, если кошка Маня нассала на мой любимый монитор в процессе обольщения или даже пикапа (при этом наплевав на факт, что хвостатым джентльменам с улицы ходу к монитору никак не будет и ее мейл останется непрочтенным), то она получит тапком по своей трехцветной жопе. А если она реализовала инстинкт половой охоты, то получит пять капель гормонального средства, и мы останемся друзьями, а в доме воцарится тишина и порядок. Так что осторожнее надо быть с эвфемизмами, могут пострадать невинные.

Собственно говоря, получается, что все эти донжуаны, казановы и прочие жигало и пикаперы всего лишь охотники. Вполне невинное хобби, как на утку с ружьем и собакой сходить. К тому же от такой охоты никто не погибает, а вот родиться очень даже запросто может. Тут еще стоит помнить, что человек куда как сложнее кошки в плане социального поведения. Посему корме половой охоты наверняка существуют разновидности типа полового рыболовства, полового собирательства и чем, черт не шутит, полового животноводства и огородничества!

креатив, животноводство, глупости, мысли

Previous post Next post
Up