Пришел и спас

Jun 24, 2009 00:06


о х/ф "Терминатор: да придет спаситель"


В минувший пятничный вечер неожиданно взалкалось мне зрелищ, аккурат после хлеба, который был на ужин. Кое-что кроме хлеба на ужин разумеется тоже было, но не ужином единым сыт человек. Особенно человек культурный, не побоюсь эдакой нескромной самоидентификации. А поскольку важнейшим из искусств (после кулинарии) по утверждению одного хитроприщуренного дедушки с пионерского значка, для нас является кино, в него и направил я стопы свои. И даже мелкая пакостная морось на улице не смогла поколебать моего решительного настроя.

В кинотеатр я хожу обычно тогда, когда хочу сходить в кинотеатр. В том смысле, что я редко заранее планирую поход на какой-то конкретный фильм, ожидая его выход на экраны. И в этом плане мне везет на фильмы почти всегда, ибо заранее я ничего не выбираю, а посему и сногсшибательных впечатлений с трепетом не жду. Громкий звук и большой экран уже вполне достаточный повод для радости. А фильм выбирается в тот момент, когда созрело желание сходить в кино. Заходишь на сайт местного рассадника кинокультуры и знай себе водишь пальцем по расписанию на сегодняшний вечер. В поисках того что погромче звучит и покрасочней выглядит.

В тот пятничный вечер выбор моего пальца (мизинец левой руки, в правой была кошка) остановился на фильме "Терминатор: Да придет спаситель". В данном случае со зрелищностью ошибиться было практически невозможно, кино-франшиза весьма уважаемая . Да и отзывов о фильме каких-никаких почитал, усредненная оценка колебалась на отметке "неплохо" норовя перескочить на "хорошо". Ну что сказать, я хотел зрелищ - я их получил полным черпаком. Честно говоря, у меня в процессе просмотра возникло впечатление, что фильм собирается идти чуть ли не три часа. Выйдя из зала обнаружил что нифига - меньше двух по хронометру. Напихано в фильм столько всего, и действие такое плотное, что ближе к последней трети фильма мозг мой начал перегружаться обилием впечатлений.

Впрочем, сначала пара слов о сюжете. В 2018 году человечество практически уничтожено исскуственным интеллектом по кличке Скайнет. Но тут и там остались в живых небольшие группы людей, которые объединены в так называемое Сопротивление и пытаются противостоять смертоносным машинам. Джон Коннор, неофициальный лидер Сопротивления, в ходе боевой операции добывает параметры сигнала, с помощью которого можно перехватить управление машинами у Скайнета. А значит можно попытаться пробраться в самое сердце кибернетической системы и уничтожить ее, положив конец войне. Но у Коннора есть еще одна цель, которую он не афиширует. Ему надо найти и отправить в прошлое живым и невредимым подростка, который должен стать его отцом. Если Скайнет доберется до него первым и уничтожит, не будет никакого Джона Коннора и Сопротивления тоже.

Говорят, это первый фильм второй "терминаторской" трилогии, действие которой будет происходить в постапокалиптическом будущем. По крайней мере, задел на продолжение в финале оставили. Авторами сценария взяли Джона Бранкато и Майкла Ферриса, которые писали сценарий и для третьего "Терминатора", честно говоря, с точки зрения как раз сюжета, фильм самый слабый из всех трех первых. На IMDB его рейтинг едва перевалил за 6 баллов, супротив 8,5 и 8,1 второго и первого фильмов цикла соответственно. Кстати, "Терминатор: да придет спаситель" уже набрал на IMDB вполне приличный рейтинг 7,1. Также эти же граждане писали сценарий для довольно средненького технотриллера "Сеть", на актуальную тогда хакерско-компьютерную тематику. А также их рук дело сценарий для довольно сильно обгадившейся в прокате "Женщины-кошки". С другой стороны по их сценарию снял великолепный фильм "Игра" один из моих любимых режиссеров - Дэвид Финчер. А также в сентябре выходит на экраны весьма любопытный судя по анонсам фильм по их же сценарию с Брюсом Уиллисом в главной роли. Называется он "Суррогаты" и представляет собой футуристический технотриллер (их любимый жанр, судя по фильмографии) с легким налетом посткиберпанка. Вобщем ребята весьма неоднозначные, но с задачей в этот раз справились неплохо. Режиссер же МакДжи в основном известен двумя частями незатейливого, но в своем роде забавного и зрелищного жанрового боевика "Ангелы Чарли".

Теперь собственно о том, что там было понапихано и отчего я так впечатлился. Ну первое что бросается в глаза - это цитаты из предыдущих фильмов цикла. Честно признаюсь, предыдущие части "Терминаторов" я смотрел очень давно, поэтому выглядел только самые явные. Из первой части - классический винтажный вид главного действующего в сюжете терминатора с ободранной до металлического основания левой половиной лица и зловеще мигающим красным левым же глазом. Вид, можно сказать, брэндовый. Из второй - мочилово в производственном помещении с нарушением всех норм техники безопасности и использованием в качестве средства укрощения терминатора раскаленного металла и жидкого азота. А из третьей был позаимствован роуд-файтинг с участием харизматичного и вертлявого крана, установленного на грузовике.

Да и на другие фильмы пограничной тематики режиссер не поленился дать гиперлинки. Из относительно недавних можно заметить явные отсылки к "Трансформерам" и "Войне миров". Из менее очевидных ассоциаций, механические червяковые гидроботы лично мне почему-то напомнили ранние модели крикунов из фильма, который так и называется: "Крикуны". Что логично, ведь фильм-то про крикунов. Правда, там они выскакивали не из воды, а из песка. Хорошо еще что "Робокопа" не приплели. Или приплели, а я просто не заметил.

Вот еще полазив по киносайтам нашел другие цитаты:
- в нескольких эпизодах камера акцентируется на ногах персонажей, это считается фирменной фишкой режиссера первых двух частей серии - Джеймса Кэмерона;
- Линда Хамильтон, исполнительница роли Сары Коннор, специально записала на магнитофон текст послания Джону Коннору, причем выверен текст был по первому "Терминатору", слово в слово;
- в четвертой части один из ключевых эпизодов фильма происходит возле Обсерватории Гриффин Парк, куда прибывает Т-800 в 1984 году в первой части серии;
- в этой же Обсерватории загадочный гражданин Маркус показывает трюк с веревочной петлей на ружье будущему отцу Джона Коннора Кайлу, который потом использует его в первой части "Терминатора";
- ну и наконец, объясняется происхождение шрамов на лице Джона Коннора, которые можно увидеть в начале второго "Терминатора".

Собственно, после просмотра мне стало понятно, откуда взялось мнение, высказанное уважаемой Всеяредакцией киносайта "Кино-Говно.com":

"Кто должен быть доволен больше всего так это сам Камерон, потому что "Терминатор: Да придет спаситель" - это, фактически, один сплошной отсос ему лично и двум первым "Терминатором" в частности. Нет, мы свято верим, что режиссёр "первой части новой терминаторской трилогии" - убеждённый гетеро, но вы уже не маленькие, должны понимать, что сексуальная ориентация - это одно, а творческий процесс - совсем другое."

Логических нестыковок в фильме хватает, даже если не буквоедствовать особо. Но лучше не буквоедствовать вообще, ибо зрелищность она многое искупает. Более-менее логичный сюжет, сделанный по правилам кинодраматургии, нивелирует мелкие ляпы и недоработки. Это вам все же не артхаус, сюжет в блокбастере по большому счету повод сделать нам красиво. А в этом фильме нам красиво делают. Чего стоит сцена вертолетного боя в самом начале, когда оператор показывает нам вид из кабины пилота, когда вертолет сбивают, и он наворачивается со всей дури об землю. Хорошо, что у меня крепкий вестибулярный аппарат.

Фильм выдержан большей частью в приглушенных тонах, постапокалиптическая пустыня как-никак, как следует отутюженная боевыми машинами "Скайнета". Люди живут в антисанитарных условиях, носят пыльные лохмотья или неброскую форму в черно-серой цветовой гамме. Даже ранние модели терминаторов, которые целиком железки, и те там ходят в рубище и очень прикольно выглядят, как совсем уж оскелетившиеся зомби покрытые серебрянкой и обмотанные какой-то ветошью. При этом общая приглушенная цветовая гамма на протяжении большей части фильма ничуть не сказалась на общей зрелищности.

Работа операторов и спецов по эффектам в целом очень хороша. Камера трясется в нужных местах и не дольше чем требуется. При этом трясучка не мешает как следует рассмотреть то, что рассмотреть хочется, в то же время придавая толику гиперреализма в самых динамичных эпизодах. А динамичных и эффектных сцен там столько, что сюжет как и говорилось выше, становится вторичен. Что не мешает фильму выглядеть и восприниматься вполне целостно и органично. Ничего супероригинального создатели нам не предложили, зато технично использовали лучшие наработки жанра и предшественников по франшизе, сделав добротный продукт профессиональных ремесленников.

Хоть сюжет и незатейлив, но мораль там, как и положено всякой голливудской продукции, таки есть. Но мораль эта чересчур очевидна и высказана прямым текстом, а метафоры слишком поверхностны. В этом плане Кэмерон работал тоньше, снимая все же не чисто жанровое кино, а умудряясь делать легкий кроссовер, что придавало сюжетам дополнительную глубину. Кстати, четвертый "Терминатор" первый фильм из всей серии, который дозволено смотреть детям от 13 лет.

Да, еще под занавес на экране таки появляется старый добрый Арни собственной персоной в облике несгибаемого Т-800, как бы подчеркивая преемственность франшизы. Но длится его появление недолго, псевдомясную оболочку быстро обдирают в жестоком мочилове и дальше за губернатора Калифорнии отдувается бездушная железяка, да еще наверняка нарисованная на компе. Так что это не роль собственно, а скорее камео. Про остальных актеров сказать особо нечего, потому что и играть им там особо нечего было. Нормально отработали для жанрового экшен-блокбастера, главное не переигрывали и не пытались "давать шекспира".

Вердикт: 3,5 из 5, крепкая ремесленническая работа на ниве зрелищных блокбастеров, без особых претензий на оригинальность и многоплановые сакральные откровения. Фильм полне способен спасти дождливый вечер, если тот вдруг почему-то не обещает быть томным ;) Особенно если смотреть на большом экране.

цитаты, гиперлинки, про смотренное

Previous post Next post
Up