Уважаемые гости! Приношу Вам свои извинения за ВЫНУЖДЕННОЕ удаления текста поста. Являясь духовным чадом Ермолинского иеромонаха о. Антония, я ДОЛЖЕН подчиниться его настоятельному требованию выйти из дискуссии. Обращаю Ваше внимание, я непоколебимо остаюсь на прежних позициях противления изоляционисткой, авторитарной тенденциям в РПЦ, маргинализирующих наше РОДНОЕ православие.
Я выступаю не против кого-то. Я выступаю ЗА возвращение о. Иллариона в твиттер.
Уважаемое епархиальное управление, уважаемый о. Виталий. О Вас отзываются, как о чрезвычайно умном, РАЗУМНОМ человеке. Мне совершенно не понятно, зачем Вы боретесь с твиттерянами? (оголтелых крикунов, переходящих на личности критиканов, я в виду не имею). Не проще ли использовать их «голоса», дипломатично привлекая на свою сторону? Поверьте, ни кто не заподозрит управление в слабости, если поправив, наставив, наказав, наконец, о. Иллариона за ошибки, Вы предоставите ему возможность общаться со своей, в какой-то мере, уже, паствой в твиттере.
ВНИМАНИЕ! ВВИДУ ОТСУТСТВИЯ ПЕРЕМЕН В ЖИЗНИ о.ИЛАРИОНА (СОКОЛОВСКОГО), ИЗМЕНИНИЙ В ОБЩЕЙ ПОЛИТИКЕ ЕПАРХИИ, Я ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ ВЕРНУТЬ ПОСТ НА СТРАНИЧКУ В ЕЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ВИДЕ
После отлучения о. Иллариона от (чуть было не написал «церкви»))) твиттера, продолжают разгораться страсти. Поначалу, только среди верхушки клира, сочувствующей образованной паствы, продвинутых прихожан, а после выхода «губернского наблюдателя», и среди всего православного люда. Об этом море разговоров. Взять хоть обращение Е. Малковой в защиту о. Иллариона. Причем, обращение адресовано не только к церковным властям, но и, что весьма характерно, к властям светским (Медведев, Мень). Мне, конечно, не до конца ясна парадигма взаимоотношений областных властей и епархии, но сдается, что ничего значимого, без ведома губернатора и правительства области, в церкви не делается. У российского народа РПЦ давно ассоциируется с властью кремлевской. Может быть, пока страсти не остыли, пригласить кого-то из епархиального управления на передачу, прокомментировать данную ситуацию, да и вообще ознакомить жителей региона с методологией миссионерской деятельности Иваново-Кинешемской епархии? Сложившаяся вокруг о. Иллариона ситуация мне близка и скорее понятна. Еще с 84 года я являюсь прихожанином Ермолинской пустыни (тогда еще просто прихода), причем оставался им, даже проживая в другой области. На самом деле, конфликт куда глубже пресловутого твиттера, уходит корнями еще в отношения Ермолинского прихода с отставным епископом о. Амвросием. Православная общественность Иванова разделилась в своем отношении к региональному епископату. БОльшая часть с нескрываемым раздражением и неприятием относится к правлению Иосифа. Так бы он и ничего, сойдет, есть и хуже, но сравнивают-то его с отставным владыкой Амвросием, который был настоящим батюшкой, отцом, родителем, молитвенником и добрым учителем. По моему собственному наблюдению, количество прихожан кафедрального Преображенского храма с 2006 г. (приход Иосифа на кафедру) упало в разы, притом, что массовое открытие новых городских приходов не наблюдалось. Все разбежались подальше от Иосифа. В «Белую», сейчас ходят лишь региональные афорити на официальные праздничные службы, священнослужители области, и например, как я, по еще студенческой привычке.
Владыка Амвросий, будучи глубоким каноником, не чурался и прогрессивной православной мысли. Мог быть одновременно жестким и милостивым. По христианского обычаю, ни кого не прессовал и не преследовал (хотя порою и следовало), мог лишь погрозить пальчиком. Дисциплину клира, при том, умудрялся поддерживать на должном уровне. В общем, любили его все, или почти все. Владыка активно поддерживал стремление грамотных, особенно молодых, ново рукоположенных церковнослужителей вносить свой вклад в развитие православной теологической науки, методологию и практику миссионерского движения. В начале/середине 80-х о. Амвросий обратил внимание на москвичей из с. Ермолина, которые целиком и полностью стремились посвятить себя православному служению, без малейшего при этом стяжания материальных благ, почитания, покойного уединенного эскапизма. Амвросия, в отличие от нынешнего епископа, искренне радовала образовавшаяся к Ермолинскому монастырю не тропинка, дорога паломников из самых разных городов России. Я бы даже так сказал - в Иваново-Вознесенской епархии образовался полемический кружок передовой православной мысли. Владыка всячески помогал приходу, преобразовал его в пустынь, направил тамошних священников на преподавание в православные школы Иванова, помогал издавать популярно-богословские работы. Ермолинские клирики проводили и продолжают проводить миссионерскую деятельность в пенитенциарных учреждениях, среди алкоголиков, наркозависимых. В рядах послушников монастыря предостаточно освободившихся из мест лишения свободы, реабилитирующихся наркоманов, просто людей в жизни потерявшихся, страждущих. С гомилетикой они «дружат». Не удивительно, что умные, честные, образованные и, в конфессиональных рамках, прогрессивные священнослужители, собравшиеся в одном монастыре, представляются Иосифу гнездом свободомыслия и рассадником ереси. Ермолино для Иосифа та «заноза в заднице», из-за которой и пострадал о. Илларион. Из-за которой, Иосиф, выжил иереев Ермолина отовсюду. Но это лишь преамбула, так сказать, статус-кво ситуации вокруг Ермолина.
Главный, в связи возникшей ситуацией, вопрос к нашему епархиальному управлению это его видение путей развития миссионерского движения, проповедованию, катехизации. Как местные клирики собираются нести слово православия и к пастве, и к мирянам, включая атеистов, адептов не традиционных для Иванова конфессий и иже с ними? Как? В то время, когда Интернет является основной ареной коммуникации, уже не только молодых, но и людей среднего возраста. Как выполняется руководством местного клира недавний наказ патриарха, призывающий священнослужителей «идти в Интернет»? Какова реакция епархиального управления на официальный документ Миссионерского отдела Московского Патриархата «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви»? В частности п. 2.2.-3. «Для результативной работы в средствах массовой информации необходимо: -- активно осваивать информационное пространство, используя все многообразие новейших информационных технологий (радиовещание, телевидение, Интернет и печатные СМИ)» (
http://b23.ru/3jrx). Как же Ивановская епархия следует прямым указаниям сверху? Из 185 приходов и 11 монастырей Интернет ресурсы имеют только 15!!! Даже среди оплота православия, в монастырях епархии сайты имеются только у 5(!) (
http://ivepar.ru/eparhia/internet/). Да и что это за ресурсы - тоска. Все они, как кальки с основного православного ресурса области, сплошь состоят лишь из краткой исторической справки и бесконечных ссылок на другие, более продвинутые сайты. А что с миссией миссионерства (тавтология допущена сознательно)? Создается впечатление, что Епархиальному управлению во главе с Иосифом на миссионерство плевать! Похоже, им и так хорошо. Может быть, им не нужны новообращенные/воцерковленные, а только жертвователи? Иначе как объяснить отсутствие информации о миссионерской деятельности Епархии. Даже формально-скучнейший отчет (без единого указания ресурса, или хотя бы единого электронного адреса миссионерского ящика) на официальном сайте епархии заканчивается отчетом от 2008 г. (
http://ivepar.ru/eparhia/187105771/)! Какая уж тут апологетика! В популярных соц. сетях: фейсбуке, моем мире, живом журнале, твиттере ивановских священников я не видел. Точнее, после высылки о. Иллариона, их не стало. Говорят, в твиттере есть микроблок областной епархии, но кто его видел, кто читал? Да ни кто! Создан он лишь, как формальная реакция на призыв сверху. Создали и забыли.
Что же инкриминировали о. Иллариону?
Ему указали на незначительные ошибки в изложении порядка отпущения треб, повседневного бдения христианина (точно не знаю - в тви не видел). Да и из клира ни кто не помнит, видимо совсем мелочь. Разве иерей не человек, разве не имеет право на непринципиальную, незначительную ошибку?
Ему указано на неподобающие для священника выражения и фразеологические обороты. Ну, чтобы иеромонах Илларион матерился, сквернословил и представить себе невозможно. Да, он, бывало, употреблял современные, иной раз вульгаризованные, «модные» словечки. А как без этого? Не будучи «своим», достичь понимания у современной аудитории? В той же «концепции миссионерской деятельности…» разумно прописано:
-- 2.1. Миссионерская ответственность священников, на которых епархиальным архиереем возложены соответствующие обязанности в рамках прихода/благочиния, предполагает: 1.Организацию миссионерской деятельности с учетом социального статуса мирян, находящихся на территории пастырской ответственности данного прихода/благочиния.
А как же по-другому? Чтобы быть не просто услышанным, а понятым, разговаривать с паствой необходимо на одном языке. Всем известный апологет о. Андрей (Кураев) и не такое выдает и в Интернет полемике, и в прямом эфире, но его же за это не порицают. Общаться с современным человеком следует на понятном и близком ему языке, а не на церковнославянском.
Здесь же уместно ответить и на косвенные обвинение в проведении «политической агитации», участие в политических дебатах. Давний спор - имеет ли право/обязанность священнослужитель участвовать в политической жизни. По-моему, в качестве пропагандиста-агитатора, конечно, нет. Но, как может воцерковленный гражданин вообще, а священник, в особенности, не реагировать на любое проявление несправедливости, бессовестности, бесдуховности, греховности социума, пусть, даже если эти проявления впрямую касаются политической жизни. Абстрагироваться от чаяний и проблем мирян священнослужитель не может, не имеет права. Вот о. Илларион изредка и позволял себе высказать свою точку зрения, но всегда делал это мягко, очень мягко, гораздо мягче, чем, с моей точки зрения, следовало бы. О. Иллариона я лично знаю более четверти века. Человек это мягкий, смиренный, физически немощный и… дисциплинированный. Да, да - дисциплинированный, НО не готовый, при этом, идти против совести, действовать вопреки собственному пониманию путей личного пастырского служения. Ну, а подозревать этого иеромонаха в политических амбициях или ангажированности просто смешно. Что может быть нужно престарелому иеромонаху, живущего в простом «деревенском» монастыре, в деревянной келье с печным отоплением и без удобств, кроме стремления к завещанному предками исполнению пастырского долга. Монах не схимник. От общения с внешним миром его ни кто не отлучал, особенно, если это не просто монах, а иеромонах, у которого есть свои исповедники, чьи души он обязан «лечить». Вот он по силам своим и пытался лечить, в том числе и через твиттер. Должен же быть в твиттере хоть один микроблог, где мирянам авторитетно отвечали хотя бы на простейшие конфессиональные вопросы. Так, я полагаю, рассуждал иеромонах Илларион, когда пошел в твиттер.
О. Иллариону, были высказаны претензии к озвучиванию в микроблоге «спорных точек зрения» на различные аспекты православия, жизни православного христианина без специального разрешения епархии. Во-первых, «спорная точка зрения» она и есть спорная, это не догмат и не ересь. Это полемика, к которой прибегают все без исключения священнослужители. Кроме того, в призыве патриарха идти в Интернет ни слова не сказано о необходимости бесконечных мелочных согласований. Разве проповедник не должен быть одновременно и ярким, опытным полемистом?
По моим сведениям, на дисциплинарную комиссию были так же вызваны настоятель и духовник вышеуказанного монастыря. В подробности меня не посвятили, но, в общих чертах, им самым авторитарным тоном было приказано, прекратить всякую социально-миссионерскую деятельность, запретили любые публичные выступления, посты в сети, издательскую деятельность. - Ни единого слова без одобрения епархиального управления. -- Сидите и не рыпайтесь, иначе окончательно ваш монастырь разгоним! Как Вам? Кто-то должен хоть в твиттере, хоть в доме культуры, хоть где, авторитетно освещать конфессиональные вопросы гражданскому обществу! Присутствие православие должно быть во всех, легитимных сообществах России, в противном случае, какая это национальная религия? Это и очередной акт презрения церковных властей к нам и атеистам, и пастве, ко всему социуму. Клерикальное начальство, да и вообще вся жизнь церкви в нынешней России, это конформистская калька с российских властей вообще. Это уже даже не инквизиция! Обе власти и светская, и церковная совершенно оторвались от жизни, им на нас глубоко наплевать. В прочем, про областные власти это можно сказать, лишь с некоторыми допущениями. Наш губернатор, правительство активно присутствует в Интернете вообще и в твиттере, в частности. Но и здесь посмотрите, сколько молчаливых аватарок «для вида», просто потому, что губернатор сказал «надо». Взрыв религиозности девяностых давно позади, церковь активно теряет молодых, продвинутых прихожан ПАЧКАМИ. Но высоким клирикам на это плевать. Они сами по себе, а паства и россияне сами. Прихожане им не нужны, и казалось бы их дело. Но на моральное здоровье социума, я думаю, не наплевать ни кому - нам в нем жить. Церковь все менее заботиться об этом здоровье, хотя это ее первейшая и главнейшая социальная миссия. Церковь ее не исполняет! Вот что должно нас беспокоить. И, как раз, примером подобного наплевательства на общество (тот же твит) и является наказание о. Иллариона.
О. Иллариона заперли в Николо-Шартомском монастыре, по слухам, без возможности малейшего доступа к СМИ или сетевым ресурсам. Здесь он оказался не только в полной изоляции, но и в глубоко враждебном окружении. Николо-Шартомская обитель известна своей ВИП ориентированность, перманентной готовностью по любому поводу подобострастно вылизывать ручки церковному начальству. Потому и храм в золоте, и питание хорошее. Батюшка Илларион человек пожилой, последние годы он постоянно болеет, даже летом не снимает теплого пальто. Один из твивановцев связался с дочерью батюшки Иллариона. По его словам, дочь в серьез опасается за жизнь отца и уверена, если его оттуда не вызволить, он точно погибнет. Мы все то же очень, очень за него опасаемся. Понятно, что дела это церковные, что о. Илларион, в первую очередь, монах, смирение и дисциплина для него на первом месте. Так есть и на деле. Зная этого иеромонаха, читая его последние в твиттере слова, я не сомневаюсь в смиренном принятии им своей участи. Более того, он, наверняка, заставил себя принять и согласиться со всеми обвинениями в его адрес. Немедленно и смиренно отправился он к месту ссылки. Но, как же нам: и клиру, и пастве, мирянам и атеистам спокойно жить с этим? Разве РПЦ не наша церковь, разве она не снами, не среди нас? Разве о. Илларион не гражданин на шей страны? Будем молчать и до инквизиции, чего доброго, дойдет!
NB
Уважаемый М. Мокретцов допустил в своей программе ошибку, назвав Ермолинскую пустынь богатой и состоятельной. Это еще более разогрело полемику вокруг обители: - Богатенькие московские попы с жиру бесятся! На самом деле, Ермолинская пустынь не является сейчас, да и никогда не была не только богатой, но и просто состоятельной. Известный адвокат Г. Резник какое-то время помогал пустыни. Это самое "какое-то время" и было единственным, когда монастырь обстроился, и буквально перестал выпрашивать милостыню у каждого проходящего. До этого времени обитель перебивалась, да и сейчас снова перебивается. По моим сведениям, Г. Резник давно монастырю не помогает. Думаю, ему более чем достаточно весьма значительных жертв на деревянную и, строящуюся каменную церкви в микрорайоне "Московский", где священником служит о. Андрей (Львов).