Jan 09, 2010 15:20
Я поняла: сценарий - это дифференциальное уравнение, то есть уравнение, в котором надо найти не число, а исходную формулу. Формула любви, формула спасения, мести, славы, денег. Изначально она предельно проста, но умелый сценарист оборачивает ее производными: логарифмами, экспонентами, тригонометрией, да просто числовым коэффициентами! А задача зрителя - размотать весь этот клубок обратно.
Драматический сюжет - синусоидальная кривая, сдвинутая на пи-пополам, то есть косинус: от максимума счастья в начале - к нулю и дальше, в минус. Достигнув минимума, кривая ползет обратно вверх - к заключительному торжеству темы над антитемой.
Любовь вскакивает по экспоненте к плюс бесконечности страсти - или, по логарифму, бесконечно стремится к асимптоте, выравниваясь в нежность.
Злодейство, как гипербола, от нуля летит в минус бесконечность отчаяния, а потом, из плюс бесконечной ненависти, падает к нулю прощения.
Перипетия сюжета комедии (в древнем значении этого слова, то есть произведения с положительным финалом) - парабола с положительным коэффициентом, она идет от счастья к несчастью - и опять к счастью. У трагедии всё то же самое, только коэффициент ее отрицателен, а график - перевёрнут.
Ну а коэффициенты? - спросите вы. - Что же такое коэффициенты?
А я отвечу: Коэффициенты - это время. Оно диктуется метражом фильма, а также задается жанром. У остросюжетных фильмов они большие, - и график получается плотным; у мелодрам - плавные линии малых коэффициентов.
Задача сценариста в том, чтобы, с одной стороны, положить в основу уравнения простую формулу (то есть самому знать, что же там на самом деле); а с другой - закрутить эту формулу в такое уравнение, чтобы зритель точно вовремя его решил.
PS: только одного я не могу понять: как в эту мою теорию всунуть флэшбеки?..