Пива наварить…

Oct 03, 2008 07:36


            В нежилой части избы, в клетях или на подволоке (чердаке), хозяйки хранили полтора-два десятка корчаг-пивняков, в которых готовили сусло для пива - во время многочисленных праздников требовалось большое количество этого напитка. Древнейший способ варки сусла был распространен в северной части Кирилловского уезда. Для этого использовался общественный чан (на местном диалекте - «штян») - деревянный, бондарной работы. Чан ставили на высокий помост, закладывали в него ячменный или ржаной солод и заливали ключевой водой. Рядом разжигали костры, в которых раскаляли камни. С помощью специальных щипцов их опускали в чан, накрывали его крышкой-«веком» или какой- либо тканью. В распаренный солод доливали воду, продолжая ее нагревать с помощью раскаленных камней.



Варка сусла длилась не один день. У «поварни» (так называлось место или особое строение, где варили сусло) хозяйки выстраивали рядами корчаги, отмеченные родовыми знаками-оберегами: шести и восьмилучевыми розетками, поясами орнамента из косо положенных крестов, зигзагов, треугольников, «куриных лапок». Готовое сусло «спускали» в лотки, выбив пробку из сливного отверстия в днище чана, а затем разливали большими пивными ковшами в хозяйские корчаги. Крестьянки разносили их по своим избам, выливали содержимое в бочки-пивники, добавляли «приголовок» из сбродившего теста и ставили сусло в теплое место, где оно «ходило». Уже через сутки было готово сладкое пенистое «бабье» пиво, а через два-три дня - более крепкий напиток для мужской половины населения. 
           На праздники крестьяне ходили в гости со своим пивом, наливая его в небольшие дынеобразные бочонки или высокие бутыли-четверти (четверть равнялась ¼ ведра или 3,08 литра).
Любопытную страницу старинного быта приоткрывает корчага с изображением на верхней части тулова побега плавуна булавовидного. Это северное растение применялось народными целителями для лечения «переусердствовавших» в поглощении хмельного зелья. В корчагах, отмеченных таким знаком, местные народные врачеватели («знаткие люди») готовили напиток для «упимшихся». Секрет его хранили в тайне. Если «знаток» не оставлял после себя преемника, то такие сосуды, по смерти владельца, разбивали и предавали земле. Музейная корчага каким-то образом избежала печальной участи и сохранилась в заброшенном доме. Возможно, у целителя не было близких, способных исполнить обряд «похорон» того, что ему принадлежало при жизни и использовалось в магических целях.

По материалам Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Л.Л.Петрова «Народное искусство Белозерья»

Вот Серега хочет похвастаться своим пивным заводиком, пока еще неполным, так что я пока о нес скромно умолчу...

Белозерье, традиции

Previous post Next post
Up