📖 Татьяна Александрова

Feb 19, 2016 00:29

Сколько себя помню, рисунки из книжки-малышки "Бабушка-забота" всегда меня умиляли. И никогда не задумывалась, кто это - Т.Александрова. Пока предыдущий пост готовила, дай, думаю, найду имя автора. Нашла. О, сколько нам открытий чудных...

Оказалось, что всех этих героев Елены Благининой нарисовала Татьяна Ивановна Александрова, писательница и художница, автор книг о домовенке Кузе. Она же в соавторстве со своим мужем Валентином Берестовым написала "Катю в игрушечном городе" ( мы с Галей летом ее читали)



Татьяна Александрова
Фото с сайта Весь Берестов

Татьяна Александрова родилась в Казани, но детство её прошло в Москве. Отец - инженер по лесоповалу, часто бывший в командировках. Мать - врач, часто остававшаяся на ночные дежурства, и поэтому Таня и её сестра-близнец Наташа оставались дома с няней Матрешенькой (Матреной Федоровной Царевой). Поволжская крестьянка, всегда находила время побаловать своих подопечных сказкой или присловьем, благодаря ей в Татьяне развился талант сочинительницы. Рисование было ещё одним увлечением на всю жизнь. Став художницей, Татьяна Ивановна нарисовала её портрет. А начиналось всё с домашних зарисовок, потом девочки пришли в одну из московских художественных студий и попали под крыло Татьяны Александровны Луговской, удивительной женщины, талантливой театральной художницы и педагога. Под её руководством увлечение стало перерастать в профессию. Так что после окончания школы и Таня, и Наташа поступили в институты «с художественным уклоном». Наташа - в Архитектурный. Таня - в Институт кинематографии на отделение мультипликации. Успешно закончив ВГИК, Татьяна Ивановна сначала работала на «Союзмультфильме», потом преподавала в Пединституте, вела студию при Дворце пионеров. Рисовала разные картинки, но продолжала сочинять сказки.
(цитата из Википедии)



Валентин Берестов с женой Татьяной Александровой. 1968
Фото с сайта Весь Берестов



Валентин Берестов с женой Татьяной Александровой в деревне Михалково у А.Чернова. Ок. 1976
Фото с сайта Весь Берестов

Воспоминания Валентина Берестова о Татьяне Александровой (она была его второй женой) называются "Лучшая из женщин". На одном дыхании прочла и спать расхотелось..

Из воспоминаний В.Берестова: Жадность ее к изображению людей и цветов была так велика, что однажды на строительном пустыре, где ей понравились сразу малыш с собачкой и какой-то с виду непритязательный, но крепкий и веселый цветок («Какой молодец!» - сказала про него Таня), она принялась что-то искать, раздвигая траву палочкой, а потом и вовсе ползая по ней. «Очень хочется рисовать, - смущенно объяснила она. - А карандаш забыла. Вот и ищу, вдруг, на мою удачу, кто-нибудь потерял…»

А еще мне открылось, как было написано любимое Галкино "В дверь вошло животное"))

Из воспоминаний В.Берестова: Как-то Таня вошла ко мне в комнату:
- Ой, прости, ты пишешь?
- Да, ответил я. - Пишу стихи о любви, и не к кому-нибудь, а к тебе.
Но мировая любовная лирика лишилась будущего шедевра.
- Если ты и вправду меня любишь, Таня протянула мне лист с рисунком, - то напиши, пожалуйста, про эту козу.
Вот оно, первое мое стихотворение, продиктованное любовью к Тане в первые месяцы нашей женитьбы:
В дверь вошло животное
До того голодное,
Съело веник и метлу,
Съело коврик на полу,
Занавеску на окне
И картину на стене,
Со стола слизнуло справку
И опять пошло на травку.

- А какую справку? - обрадовалась Таня. Она ненавидела все, связанное с бюрократизмом. И тогда любовь к этой женщине дала мне силы для следующего сочинения:
«Дана Козявке по заявке справка
В том, что она действительно Козявка
И за Козла не может отвечать».
Число и месяц. Подпись и печать.

А это Кузька.
Офорт Татьяны Александровой (с сайта Весь Берестов)





Из воспоминаний В.Берестова: В семидесятых годах ей не дадут иллюстрировать собственного «Кузьку в новой квартире», пусть испытывает себя в книжке-малышке Елены Благининой «Бабушка Забота». И тут вновь возникнут спящие дети со спящими игрушками, в бабушке легко узнается любимая Матрешенька, а среди малышей можно узнать Ванечку Скорикова, Таниного внука, хотя родится он тогда, когда Тани уже два года не будет на свете. Словно и Ванечка - ее давний замысел!
Какая досада, что ей по ее тогдашнему месту в иерархии (даже не член Союза художников!) не дали иллюстрировать «Кузьку». Это сделали графики Чайко и Гран. Их домовята выглядели совсем не деревенскими, а вполне западно-европейскими карлсонами, а детали современного быта вышли слишком натуралистическими. «Пусть у вас будут персонажи 17-ro, а быт 23-го века!» - умоляла художников Таня. Те говорили ей о своем художническом видении, затеяли теоретическую дискуссию, но Таня прекратила ее таким рассказом: «В наш магазин “Диета” пришла покупательница, вызвала директора и дала понюхать только что купленные ею котлеты: «Замените!» Директор сослался на инструкции, ударился в теорию. «Да я же не из принципа, - взмолилась покупательница.- Мне же их есть надо!»

В воспоминаниях Валентина Дмитриевича Берестова много трагичного, печального, но они такие светлые... Про Татьяну Ивановну еще здесь хорошо написано.
А мне теперь очень интересно прочесть книгу Татьяны Александровой "Друзья зимние, друзья летние"

художественное, ТатьянаАлександрова, прекрасное, ВалентинБерестов, стихи, книги

Previous post Next post
Up