Гуцульская коляда - 2010

Jan 12, 2010 15:30


В наступившем году, как и в прошлом, мы ездили в Верховину посмотреть на гуцульское колядование. Именно 7 января, в первый день Рождества, во всех сёлах Гуцульщины совершается этот уходящий своими истоками в века обряд. Ещё одно крупное действо проходит 14 января - на Василия, и завершаются Рождественские колядования на Крещение, т.е. 19 января. В остальные дни, если колядныки что-то и показывают из народных традиций, то это скорее театральные представления, чем «зов предков».

Поскольку посвящение на колядование, проходящее в Верховине, я уже описывал здесь, то на этот раз я немного углублюсь в детали и в сравнение коляды верховинской с крыворивненской, которую так красочно описала kamienczanka здесь.

Наш путь в Верховину проходил через соседнее село Крыворивню, где мы и сделали небольшую остановку. Сначала зашли в музей «гуцульская хата-гражда». Она расположена слева от дороги, если перейти через Чёрный Черемош.


Состоит гражда из двухкомнатного дома с сенями (в котором жила гуцульская семья) и хозяйственных построек, а обнесено это высоким забором.


Пространство между домом и забором (шириной метра два) накрыто крышей для того, чтобы там в течение зимы жила разная домашняя скотинка. Таким образом, получалось, что все жившие в этом дворе обогревали друг друга.




В этой хате-гражде Сергей Параджанов снимал многие эпизоды фильма «Тени забытых предков», а её бывшая хозяйка (живущая рядом в современном доме) утверждает, что она прапра…внучка Ивана Франко. Мол, у её прапра…бабушки и приезжавшим сюда много лет подряд писателем была большая любовь…


Из-за своего почти полуторавекового возраста деревянный дом практически не сохранился. Поэтому в середине девяностых годов его серьёзно реконструировали, и выглядит дом достаточно ново.


Внутри интерьера немного.


Интересное приспособление с отверстием посередине. Это - ходунки для маленького ребёнка. Его ставили в середину, и он мог передвигаться влево-вправо. И крест над дверью.

 

Вернемся же к крыворивненской церкви - она стоит прямо над дорогой, а табличка настаивает на том, что церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в далёком 1719 году.


Время - начало двенадцатого, людей у храма пока совсем немного, но по дороге уже движутся местные жители: кто пеше, кто на телегах, кто на машинах.


Сейчас крыша церкви сделана из традиционной жести-бляхи. Говорят, что местный священник планирует вернуть храму первоначальный вид, т.е. когда церковь покрыта гонтом - крышей из маленьких дощечек.


Обычно церкви имеют несколько входов-выходов, но используется только один. А вот в гуцульских храмах задействованы оба входа: через центральные двери входят в храм только мужчины, женщины заходят в церковь слева через боковые двери.


А вот вышел из храма звонарь, и колокола начали петь хвалу Господу. И даже после того, как руки человека их оставили, колокола продолжали переговариваться между собой.

 

Мы проехали дальше - в центр Крыворивни. Тут остановились возле дома-музея, где сто лет назад жил Иван Франко. Здесь же останавливались М.Коцюбинский, Л.Украинка, М.Грушевский и другой творческий народ начала XX столетия.


Слева от музея стоит Народный дом,


а справа - крест во славу трезвости.

 

А теперь - Верховина. Церковь Успения Пресвятой Богородицы здесь намного больше и просторнее, чем в Крыворивне. Это естественно, т.к. построена она была всего 15 лет назад. Когда-то верховинская церковь стояла метров на 500 левее, но «при Советах» её снесли и построили на этом месте административное здание. В годы независимости главный храм Верховине вернули, но пришлось возвести его уже на новой площадке.


Дальше - конспективно детали.
В этом году было пять партий, т.е. групп колядныков. В каждой партии выделяются два главных человека: это скрипач, которого окружают, как бы закрывая собой, остальные гуцулы, и ведущий, который идёт первым и держит в правой руке празднично украшенный крест. Остальные колядныки в правой руке несут бартку - гуцульский топорик, а в левой - колокольчик. Все поют «речёвки», при каждом шаге притопывая, отзванивая ритм колокольчиком и подбрасывая топорик, одновременно прокручивая его.

В отличие от коляды в Крыворивне, ни трембит, ни рогов, ни других музыкальных инструментов, кроме скрипок, в Верховине не было. Возможно, они появляются в другие дни, ведь недаром же пан Кумлык показывает, как дуют в рог, когда партия подходит к дому…

Не было и совместных действий колядныков, как в Крыворивне (вокруг креста, например, или группового фото). Может потому, что людей было так много, что и к церкви было трудно подойти, а может, в Верховине так принято, что каждая партия сама по себе.

Священник благословит на коляду.


Первая партия.



 

Вторая партия.




Третья партия.

 



Четвёртая партия.




Пятая партия. Этот маленький гуцул со своим, наверное, прадедом, радует публику уже второй год.

 

После окончания действа у церкви мы переехали на обед в уже известный нам по корпоративному празднику «Водограй Карпат». И оказалось, что гулявшая там, в ресторане, группа как раз заказала сюда коляду. Так мы увидели шествие колядныков ещё раз.




А это - маленькие короли, как их называют. Дети ждут своей очереди на колядование, ведь они своими руками сделали себе эти блестящие короны.



P.S. Грустное известие из Верховины. Прошедшей осенью здесь сгорел Народный дом, который находился напротив церкви рядом с певческим полем. Теперь на этом месте пустырь. Говорят, что попала молния, хотя на фотографии виден громоотвод на крыше.

Верховина, Крыворивня, коляда, гуцулы

Previous post Next post
Up