День редактора. Мишель Матвеев

Aug 10, 2010 21:11



Мишель Матвеев, Санкт-Петербург
33 года, матмех СПбГУ, программист.
В ЖЖ - solmyr .


"Провальных пакетов у меня не было"
- Традиционный первый вопрос: почему ты начал редактировать?

М.М.: Мне кажется, что занятие редактурой - естественная следующая ступень после авторства. Сначала ты понимаешь, как можно сделать вопрос. Потом ты начинаешь понимать, как можно сделать вопрос, пригодный для игры.

- Что интереснее?

М.М.: Авторство, конечно. Простор для творчества и никакой ответственности!

- Для чего же ты тогда занимаешься редактурой?

М.М.: Во-первых, это тоже творчество, но более серьезное. В нем нет такого "свободного полета", как в авторстве, но зато произведение получается более масштабное, более законченное и в большей степени несущее на себе отпечаток личности создателя.
Во-вторых, от редактуры получаешь ощущение, что сделал нечто полезное для общества. Не за деньги (т.к. деньги за это платят чисто символические), а в качестве вклада в хорошее дело для хороших людей, концентрация коих в движении ЧГК, на мой взгляд, очень высока. И для самОй любимой игры, конечно.

- И как же все началось?

М.М.: Мы с Борей Моносовым выяснили, что у нас обоих скопилось немалое количество брэйновских вопросов и решили провести на них турнир в клубе "Коломна". Исходя из первых букв фамилий новоиспеченных редакторов, придумали название: "Кубок M&M's". Помню, как по дороге на турнир покупал 6 больших пакетов M&Ms, которые были потом торжественно вручены победителям.
С того момента нас с Борей, наверное, и начали путать. Сергей Николенко как-то даже хокку написал:

Моносов Борис.
А вот -- до чего похож! --
Мишель Матвеев.

Ну, а трамплином в "большую редактуру" для нас обоих стал ОКР-2005.
Конкурс на редактуру выиграла группа, состоявшая из меня и Саши Шапиро, но он заранее предупредил, что в редактуре турнира участвовать не станет. Я позвал в напарники Борю. Получилось неплохо.
Кстати, очень важно было, что команда отнеслась к нашей деятельности с пониманием, хотя ей из-за этого пришлось пропустить турнир. Я ей за это очень благодарен.

- Неудивительно, что отнеслась с пониманием, ведь у вас сплошные редакторы в команде.

М.М.: Да, нас четверо: Юра Выменец, Антон Губанов, Боря и я. И это очень здорово, потому что всегда можно спокойно тестировать на сокомандниках практически любой пакет и получать профессиональные отзывы.

- Можно сказать, вопросная школа команды Губанова. Кстати, как ты относишься к понятию "вопросная школа"? Вопросные школы существуют или нет?

М.М.: Существовали. Раньше было ограниченное количество сильных вопросников/редакторов, вокруг которых появлялись люди, перенимавшие их стиль. И эти стили были действительно существенно разными. Сейчас в редактуре вопросов ЧГК происходит, на мой взгляд, своего рода глобализация, чему способствуют публикация и интенсивное обсуждение в Сети пакетов крупных турниров. Редакторы активно перенимают друг у друга эффективные приемы редактуры, схемы построения вопросов, технику оформления вопросных идей. На мой взгляд, это хорошо. Тематика и идеи вопросов по-прежнему остаются разными и бывают на любой вкус, а вот качество их оформления растет и приходит к некоторым серьезным стандартам.
Неудачные же стили написания вопросов вымирают. Ярким примером являются "неспростые" вопросы, для которых типичная схема построения была "тривиальный логический шаг + свояк за 100". Благодаря естественному отбору этот тип вопросов практически исчез, что лично меня очень радует.

- Считается, что питерской школе, к которой тебя относят, свойственен минимализм. Так ли это?

М.М.: Я бы назвал это не минимализмом, а разумной краткостью. Идея состоит не в том, чтобы уложиться в минимум слов, а в том, чтобы в вопросе не было откровенно ненужной, излишней информации. Я считаю это необходимым свойством любого качественного вопроса.
Что касается минимализма, то Женя Рубашкин в свое время, как мне кажется, действительно был склонен именно к тому, чтобы писать просто очень короткие вопросы. Надо отдать ему должное - часто получалось удачно. Но все же концептуальный минимализм, на мой взгляд, имеет право на существование только как один из жанров, но не более того.

- Кстати, о праве на существование. Имеют ли таковое вопросы типа "остроумный знакомый автора вопроса пошутил"?

М.М.: Имеют. Среди них попадаются отличные. Другое дело, что это случается редко, а подавляющее большинство - ерунда из-за того, что эта форма располагает к написанию ерунды и популярна среди малоопытных авторов и редакторов.
Однако если четко понимаешь, в чем достоинство этого конкретного вопроса и почему в нем нужна именно такая форма - вопрос ставить в пакет можно. Людей, ругающиеся на подобные вопросы исключительно из-за самой их формы, я считаю неправыми, хотя причины, сформировавшие их позицию, понятны.

- Правда ли, что ты можешь написать вопрос из чего угодно?

М.М.: Да это многие могут! Скажем, Женя Поникаров, если я его ни с кем не путаю, писал вопрос по расписанию электричек. А я на спор с Лешей Богословским писал вопрос по таблице котировок акций. А на "Белой Даче" (это лагерь питерских знатоков) по заказам дам написал вопрос по случайной странице журнала "Playboy". Кстати, он потом на ВДИ сыграл.

- В последнем сезоне ты редактировал сравнительно немного. С чем это связано?

М.М.: В первую очередь с тем, что заметно больше времени стало уходить на работу. Но не могу сказать, что сложившаяся тенденция мне нравится. Постараюсь ее переломить.

- Работа для тебя занимает первое место в жизни?

М.М.: Работа у меня достаточно интересная (программирование), но я ее рассматриваю прежде всего как средство достижения того, чтобы жить полнокровной жизнью в то время, которое от работы и быта остается.

- Что самое трудное в редактуре?

М.М.: Психологически очень трудно убрать из пакета вопрос, который нравится тебе, но встречает неодобрение большинства тестеров. Злишься, каждому объясняешь, в чем тут изюминка, а они все равно не впечатляются, хотя толком непонятно, почему. Приходится убирать.

- Есть какой-то турнир, пакет которого тебе не довелось редактировать, а хотелось бы?

М.М.: У меня нет возможности редактировать большие синхроны и наиболее статусные очные турниры, поскольку в них принимает участие моя команда.
Конечно, отсутствие такой возможности огорчает, потому что создание пакетов таких турниров - большой вызов. Но борьба за победу в турнире меня привлекает все же больше, чем редактура.

- Многие редакторы, и ты в том числе, составляют пакеты в основном из своих вопросов. Насколько это, на твой взгляд, оправдано?

М.М.: На мой взгляд - вполне. Собственными вопросами легче оперировать, ты можешь их светить тому, кому вздумается, менять их по своему усмотрению и т.д., избавляясь от временных затрат и этических заморочек, связанных с взаимодействием с авторами. Ну и приятнее работать над своими вопросами, чего уж там.
Минус этого подхода заключается в возможном перекосе тематики и стилистики в сторону, свойственную данному редактору. Но это, как правило, компенсируется тем, что пакеты составляются из нескольких туров разных редакторов. В случае же больших пакетов авторы, как правило, таки прибегают к внешним вопросам.
Еще одна потенциальная проблема - возможность субъективной переоценки собственных вопросов. Способ ее избежать очевиден - выбирать квалифицированных тестеров и внимательно выслушивать их мнение.

- Почти 10 лет назад ты опубликовал статью, направленную против вопросов на чистое знание. Как на твой взгляд, изменилась ситуация за эти годы? Изменилась ли твоя собственная позиция?

М.М.: Моя собственная - не изменилась (хотя стиль изложения я теперь существенно поменял бы). Я убежден, что ЧГК - это прежде всего соревнование умов, поиск решения красивой логической задачи, а не извлечение нужных знаний из своей эрудированной головы.
Что касается изменения ситуации, то тут есть два тренда. Первый - именно тот, в поддержку которого я всегда старался выступать: все больше вопросов содержат главный акцент именно на логику и требуют только знаний, заведомо имеющихся у большинства команд. Это естественно, поскольку люди хотят играть в интересную игру, а не в викторину.
Второй - увеличение объема знаний, которые считаются широко известными. Это тоже естественный тренд, но он скорее огорчает, поскольку таким образом растут требования к человеку, желающему серьезно играть в ЧГК, т.е. сужается людей, которым игра может быть интересна. С другой стороны, к профессионалу в любом роде деятельности предъявляются высокие требования, а поиграть чисто для удовольствия можно турниры попроще, типа ВДИ.

- А что по поводу "технических" вопросов, поддержке которых посвящена другая твоя давняя статья?

М.М.: Воз и ныне там. В нашей игре имеется очень большой перекос в сторону использования гуманитарных знаний. Причины этого перекоса понятны (каждое конкретное гуманитарное знание в среднем доступнее неспециалисту, чем техническое), но он достиг, на мой взгляд, совершенно неприемлемых масштабов (пакет сплошь из гуманитарных вопросов и без единого "технического" - не редкость). При том, что "технарей"-то в нашей игре - масса!
Я стараюсь, чтобы в каждом моем пакете или туре были "технические" вопросы, и призываю других редакторов поступать так же.
Вообще, важная задача при подготовке пакета - по возможности избежать любого рода перекосов в пакете: в плане тематики (не слишком много кино, или, скажем, старых советских реалий, или, скажем, филологии), стилистики (не слишком много замен, игры слов, раздач, мозаик, шуток, блицев, контекстных вопросов, цепочек вопросов), сложности. Иначе пакет может не спасти и качество вопросов самих по себе.

- Понятно, что тебе интересны "технические" области знаний, ведь ты по образованию математик и по профессии - программист. Как это влияет на твою игру и твою редакторскую деятельность?

М.М.: Ну, мои профессиональные знания, как мы только что обсудили, редко бывают востребованы в игре. Но вообще математическое образование - это чрезвычайно полезная вещь и для игры, и для жизни, просто потому, что прививает общую культуру логического мышления. Хотите, чтобы ребенок вырос умным - отдайте его в математическую школу. И речь тут не только об абстрактном уме, чтоб формулы выписывать.
Кстати, распространенный стереотип о математиках как о сухарях-ботаниках ни на грош не соответствует действительности, если что...

- Например?

М.М.: Какую-то байку хочешь?
Ну, сдавал мой друг (кстати, тоже в ЧГК поиграл немного) экзамен. Выдал ему профессор задачу на пятерку и предупредил, что ответ нужен абсолютно точный (тоже как в ЧГК, ага). Задача была несложной, но вычисления были громоздкими, а ответ выходил аж на две строки с лишним.
Пыхтел Серега, пересчитывал, наконец, понес.
Профессор одним глазом глянул и говорит: "Ну, по длине похоже. Давайте зачетку, пять."

- Тогда расскажи и какую-нибудь байку, связанную с редактурой.

М.М.: Ну, это не то чтобы байка, но вот есть нашумевшая в узких кругах история аж 2002 года.
В моем вопросе на чемпионате Питера предлагалось закончить куплет из ранней песни Юрия Визбора.
Одна ушлая команда подала апелляцию на снятие - мол, песня не является ранней. Это было полной чепухой, я привел АЖ множество фактических аргументов и даже мнения авторитетных деятелей авторской песни, с которыми смог связаться по этому поводу. Но АЖ сняло-таки вопрос на основании (внимание!), что приведенные мной источники не были указаны среди источников вопроса и поэтому не могут рассматриваться в качестве аргументов(!).
Решение АЖ всех настолько впечатлило, что мем "ранние песни Визбора" ушел в народ. А я уже тогда сделал для себя вывод, что в вопросы не нужно вставлять лишние слова (то, что песня была ранней, в вопросе не использовалось). Меньше будет, помимо прочего, поводов для дурных апелляций.

- ЧГК поглощает все твое свободное время?

М.М.: Это был бы перебор. Из развлечений люблю настольные игры - в частности, пристрастил к "Манчкину" изрядную часть ЧГК-тусовки. Последние пару лет увлекся "Берсерком" - это, коротко говоря, русский аналог MtG. Из "физики" - неплохо играю в волейбол и настольный теннис.

- Получается, вся твоя жизнь - игра?

М.М.: Это тоже был бы перебор! Игра - моя любимая форма досуга. Но мне нравится пробовать самые разные вещи. Скажем, прошлый сезон у меня прошел под знаком кельтских танцев. Так что желающие научиться танцевать какую-нибудь джигу - обращайтесь.
А еще по старинке иногда занимаюсь всякой околоролевой деятельностью. Кстати, уже несколько лет веду секцию ЧГК на конвенте питерских ролевиков "Блинком".

- Откуда взялось название твоего ЖЖ? Почему ты в него редко пишешь?

М.М.: Название - имя героя из компьютерной стратегии Heroes of Might & Magic III. Мои взаимоотношения с этой игрой - долгая история. Редко пишу, потому что писать "ем бублик" имеет смысл разве что в Twitter, а для написания чего-то содержательного нужны время и внутренняя потребность.

- Вернемся к редактуре. Вопрос по эстафете от Майка Иванова: "Пакет сдавать послезавтра, а у вас на пять вопросов меньше, чем надо. Ваши действия?".

М.М.: Целых два дня на то, чтобы сделать пять вопросов? Халя-ава!
Если серьезно, не бывает, чтобы вопросов было меньше, чем нужно. Всегда есть запас, из которого при необходимости можно поставить приемлемый, хотя и не очень симпатичный вопрос. Но целью, конечно, является, чтобы вопросы из запаса так в запасе и остались.

- Задай свой вопрос следующему участнику "Дня редактора".

М.М.: Задам актуальный для себя вопрос: "Как ты борешься со свечками?"
Меня лично просто достало обнаруживать в Базе вопрос за какой-то лохматый год, в котором засвечен факт, по которому я написал вопрос, и при этом факт этот угроблен никакой формулировкой вопроса.

- Что ты считаешь своим самым большим достижением как редактора?

М.М.: Есть несколько пакетов, которые особенно приятно вспомнить. Но, наверное, главное достижение - то, что провальных пакетов не было. Т.е. я не помню своего пакета, на который преобладали бы негативные отзывы, или пакета, за который мне самому было бы стыдно.

- Так, может, закончишь карьеру, чтобы сохранить это достижение?

М.М.: Не дождетесь!

Редакторские работы:

2010
"Азовский бриз 2010" - в раздаче ДинаБанка
"Окский мост" (Нижний Новгород) - в раздаче ДинаБанка

2009
Синхронный турнир "Кубок Средиземья - 2009"
Кубок Украины по ЧГК - 2009 (Днепропетровск). 6 тур

2008
Открытый Всероссийский синхронный чемпионат - 2008/09. Этап 3
"Город героев - 2008" (Волгоград). 2 тур
13-й чемпионат Израиля по "Что? Где? Когда?"
V турнир ГУ-ВШЭ "Интеллектуальная ворона" (Москва)

2007
"Покорение Сибири - 2007" (Тюмень). 1 тур4 тур
Международный синхронный чемпионат по брэйн-рингу
"Кейсарийские игры - 2007"
VII Чемпионат России среди студенческих команд по ЧГК. Москва.

2006
II Кубок Европы по интеллектуальным играм среди студентов (Петродворец). ЧГК
ВДИ. Старт-2006
"Город героев - 2006" (Волгоград)
Чемпионат Канады - 2006 (Монреаль). 3 тур
11-й чемпионат США (Нью-Йорк). 2 тур
IV Олимпийский Кубок ЛУК (Тернополь)

2005
АИСТ-2005 (Американский Интеллектуальный Синхронный Турнир). 1 тур
VII Открытый Кубок России по ЧГК
Симбирск Open XII
Чемпионат Украины среди студентов. Харьков

2004
Синхронный кубок Республики Беларусь по ЧГК. Сезон 2004-2005
Музыкальный кубок
9-й чемпионат США (Вашингтон). 1 тур
9-й чемпионат США (Вашингтон). 2 тур
Чемпионат Украины по ЧГК сезона 2003/04. Первая лига, 2 этап (Мариуполь)

Сегодня в раздаче:
Азовский бриз 2010
Синхронный турнир. 45 вопросов
Редакторы: Мишель Матвеев (Санкт-Петербург), Сергей Ефимов (Москва - Волгоград)

Окский мост 2010
Нижний Новгород
22-23 мая 2010. 60 вопросов
Редакторы: Алексей Богословский (Санкт-Петербург), Владимир Островский (Киев), Евгений Демин (Нижний Новгород), Мишель Матвеев (Санкт-Петербург)
Также отыгран в виде синхронного турнира

города: Ейск, день редактора, синхронные турниры, ред.Евгений Демин, ред.Мишель Матвеев, 2010, чгк, ред.Сергей Ефимов, ред.Алексей Богословский, ред.Владимир Островский, города: Нижний Новгород

Previous post Next post
Up