Суханово. (ч.1). Усадьба Волконских

Dec 07, 2013 18:09



Единственным документом, свидетельствующей о древности Суханова, является писцовая книга 1627 г. "За окольничим князем Алексеем Михайловичем Львовым, - записано в ней, - что ранее было за князем Юрием Ушатым д.Беднятино, Ольгино и Сухово тож на речке на Гвоздне пуста, а в ней двор помещиков пуст". Тут же помечено, что владеет князь деревней по грамоте 1623 г. Очевидно, что он получил землю совсем незастроенной, но ко времени переписи успел поставить на ней свой двор и начать освоение земли.




Князь умер бездетным, а Суханово перешло к его племяннику, князю Семену Петровичу Львову. К этому времени в деревне проживали всего 3 крестьянских семьи. Затем здесь были построены государевы конский и скотный дворы, на которых содержали 38 лошадей, 35 коров и нетелей, 52 овцы, 9 свиней. Рядом с этми дворами была построена слободка на 9 дворов, в 3 из которых проживали солдаты, охранявшие соседнюю Екатерининскую пустынь, а в остальных - поп и пономарь церквей Пустыни.





В декабре 1689 г. цари Иван и Петр Алексеевичи пожаловали боярину Тихону Никитичу Стрешневу "за ево им государям верные многие службы" из своих дворцовых волостей деревни Суханово, Лопатино и Боброво.
По переписным книгам 1709 г. Суханово значилось как сельцо с двором боярским, конским и скотным дворами, в которых проживали 7 "конюхов кабальных людей" да садовник.



С 1761 г. сельцом по купчей владел капитан-поручик лейб-гвардии Измайловского полка А.Г.Гурьев. Но основные преоброзования Сухановской усадьбы связаны с именем екатерининского вельможи Алексея Петровича Мельгунова, назначенного в 1764 г. "в Москву сенатором и комерц-коллегии призедентом", произведенным Петром III в генерал-поручики. С назначением в Москву А.П.Мельгунов озаботился приобретением подмосковной усадьбы. Выбор пал на Суханово, которое он купил у Гурьева, оформив купчую на жену.
Это была обычная господская усадьба, лучшим украшением которой являлся парк, распологавшийся в ее восточной части. Перестройку усадьбы новые хозяева начали со строительства главного дома. Обрисовать его в деталях сейчас невозможно, т.к. ни плана, ни описания его до настоящего времени не обнаружено.




Назначенный в 1777 г. губернатором в Ярославль, а замет наместником Вологодской, Костромской и Ярославской губернии, А.П.Мельгуно переезжает на жительство в Ярославль, но ни на минуту не забывает о своей подмосковной усадьбе, продолжая ее благоустраивать. К северо-западу от главного дома, в нескольких шагах от него, он построил каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы,  освященную 31 августа 1785 г. В память об этом он пожертвовал церкви икону Божией Матери в серебряной позолоченной ризе, ставшую храмовой. В честь ее в усадьбе ежегодно устраивался праздник.





На основе принципиальной общности композиций Сухановской церкви и церкви Космы и Домиана, сохранившейся до настоящего времени в Старосадском переулке Москвы, построенной одним из основоположников русского классицизма Матвеем Федоровичем Казаковым, а также архитектурных особенностей главного дома усадьбы специалисты полагают, что автором проекта дома и церкви является именно этот именитый архитектор.





Северно-восточнее главного дома, под влиянием моды на средневековую посточную архитекутуру, Мельгуновы возвели "в рыцарском духе" длинное кирпичное здание, в котором первоначально размещались жилые помещения для прислуги, конюшня, рига и овин, с высокими башнями по флангам, а восточнее его - дома для священника и зодчего.
После смерти А.П.Мельгунова в 1788 г. Суханово  с деревнями перешло по завещанию к его младшему сыну, лейб-гвардии Преображенского полка поручику Владимиру Алексеевичу Мельгунову, по просьбе которого был пристроен строителем Екатерининиской пустыни Мелхсидеком теплый придел во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы, освященный 10 октября 1790 г.







При Мелгуновых в усадебном парке появилась очень красивая беседка-ротонда, 8 белокаменных колонн которой, образующих правильный круг, венчал полусферический купол. Снаружи под куполом находился фриз с лепниыми изображениями музыкальных инструментов, гирлянд и лент, создающими впечатление праздника. В центре беседки стояла статуя богини Венеры, считавшейся в римской мифологии покровительницей весны и садов, а позднее - любви и красоты. Также путем возведения в естественном овраге высоких дамб образованы 3 пруда, расположенных каскадом и подпитывающихся многочиленными ключами. В одном из них, нижнем было много рыбы, а рядом с ним, чуть восточнее, находилась господская баня.

Владимир Мельгунов скончался в 1804 г., а Суханово перешло к его сестре Екатерине, в замужестве Волконской. Ее муж Дмитрий Волконский скончался в возрасте 50 лет в своем рязанском имении, где и был похоронен. Вдова его, княгиня Екатерина Алексеевна ,указом императора была освобождена от платежа пошлин со всех имений мужа, оставленных ей в пожизненное пользование. В память о муже Екатерина всего за несколько месяцев построила в Суханово домовую церковь с усыпальницей.



Екатерина Волконская частично перепланировала и главный дом усадьбы, надстроив третьим этажом мезонин с полуциркулярными окнами на торцах. Балкон в колоннаде и терраса под портиками были ограждены балюстрадами с балясинами, а открытые одноярусные соединительные галереи перестроены в двухъярусные и застеклены.

Будучи бездетной, Екатерина Алексеевна в 1820-е гг. привлекла к благоустройству усадьбы любимого племянника своего мужа князя Петра Михайловича Волконского, сделав его совладельцем имения. Пользуясь близостью к Алексадру I? он добился особого правового положения имени, которое стало заповедным (майоратом) и могло переходить по наследству только к старшему представителю рода. Став в 1826 г. министром императорского двора и уделов, он привлек к застройке усадьбы крупных петербургских архитекторов, связанных с императорским двором.





Но главные перемены коснулись внутренней перепланировки дома, которыми, Кроме самого Петра Михайловича, активно занимались Екатерина Алексеевна и его сноха фрейлина Мария Петровна, урожденннная Кикина. Также при Петре Волконском на месте разобранных домов зодчего и приказчика было возведено 2 дома для приезжих, вместо сгоревшей бани за нижним прудом появился детский "чайный домик", а рядом с ним - памятник Алексадру I в виде 7-метрового обелиска, увенчанного двуглавым орлом. После смери Петра Волконского в 1852 г. усадьба переходит его старшему сыну Дмитрию, который умер в усадьбе в 1859 г. Затем имение перешло к его 14-летнему сыну Петру Дмитриевичу, который лишь иногда навещал его летом или зимой. Когда же он на длительное время уехал за границу, дом остался почти необитаем и постепенно пришло в запустение.



Из событий в жизни усадьбы второй половины XIX в. можно выделить освобождение крестьян села от крепостной зависимости. В ходе крестьянской реформы при выкупе крестьянских наделов их усадьбы были перенесены на возвышенный южный берег озера. Хотя крестьяне и и стали собственниками земли, но связь с усадьбой они не утратили, арендуя у князя пашню и покосы, подрабатывая возкой в усадьбу щебня, песка и стройматериалов.

Для обитателей усадьбы печально памятным стало 23 мая 1892 г., когда прибывший сюда на летние каникулы молодой князь Дмитрий, учащийся Пажеского корпуса, во время конной прогулки разбился насмерть. Его похоронили в отдельной могиле на крутом спуске в овраг напротив центрального входа в Дмитровскую церковь.



А затем наступили самые тяжкие годы в истории усадьбы. Дом, оставшийся без хозяев, в годы Гражданской войны частично сгорел, многое из мебели, картин, посуды вывезли, разворовали, поломали. Вскоре здесь была размещена детская воспитательная колония. А в 1935 г. усадьбу передают Союзу архитекторов СССР для устройства в ней дома отдыха. По проекту архитектора В.Д.Кокорина была осуществлена внутренняя перепланировка главного дома. В нем расположили 47 жилых комнат, медицинскую часть с водолечебницей, библиотеку-читальню, кинозал и прочие службы.
К тому времени усадьба утратила старую церковь, памятники Алексадру I и Елизавете Алексеевне,  деревянный штукатуренный вольер с колоннами, оранжереи. Во второй половине 1930-х гг. частично перестроено здание псевдоготического стиля. Также сильно реконструировано здание Дмитровской церкви.
В соответствии с новым функциональным предназначением полукруглую колоннаду и колокольню разобрали, возведя на их месте кухонный корпус. Ротонды приспособили под столовую, а княжескую усыпальницу упразднили, перезахоронив поблизости прах некоторых членов семьи Волконских. Рядом с этими захоронениями н небольшом пригорке поместили и чугунную статую девушки, ранее находившуюся на безлюдном берегу озера.

Текст:http://www.portalpomidor.ru/55/

суханово, усадьба, подмосковье

Previous post Next post
Up