О роли информационных технологий

Jun 18, 2010 02:22


Спроси обывателя, как он представляет себе IT, почти всегда услышишь в ответ про компьютеры, в лучшем случае про программное обеспечение. А, собственно, почему так? Ведь технология - это эффективный способ деятельности, отнюдь не вещь вроде компьютера.

Объектом информационных технологий является информация, а предметом - методы её передачи, обработки, хранения. Это объект и предмет информатики как науки. Возникающие в результате прикладных исследований методологические знания и сопутствующие им технические решения (например, компьютеры и их программное обеспечение) - вот это будто бы и есть информационные технологии. Во главе стоит методология, остальное - постольку, поскольку. Однако с обывательской точки зрения всё выглядит наоборот: сперва компьютер, потом умение им пользоваться.

Объяснений такому положению дел, на мой взгляд, два. Первое лежит в области науки, второе - в области культуры и экономики.

Информатика как наука в нынешнем виде практически исчерпала себя. Её основным понятием является информация, но, как ни странно, за истекшие 80 лет представления этой науки о своём объекте ограничились лишь теорией информации Клода Шеннона. Поэтому зримыми научными достижениями собственно информатики являются разве что всевозможные методы сжатия и шифрования, разнообразные системы кодирования и форматы данных. Даже теория алгоритмов и теория вычислительных процессов - основы современных компьютеров - не входят в информатику, поскольку их объектом не является иформация.

На мой взгляд, в прикладном смысле более продуктивны представления об информации, сформированные в кибернетике. Однако их разработка в своё время потребовала вторжения этой науки на «чужие территории». Кибернетика позиционирует себя как метанаука: во-первых, активно заимствует объекты исследований у других наук, во-вторых, предлагает свои методы другим наукам, в-третьих, её влияние может распространяться не только на сферу точных и естественных наук, но и на гуманитарную сферу. Пересмотр информатикой воззрений на свой объект исследований, здоровая экспансия во все предметные области, где имеются информационные процессы - всё это может дать достаточный научно-методологический базис для информационных технологий. В результате таких преобразований специалист в области IT из нынешнего «компьютерщика» превратится в аналитика и конструктора информационных моделей, технолога информационных процессов.

Однако мешают этому культурные и экономические традиции. Чтобы в какой-то сфере работало множество людей, эта сфера должна быть экономически привлекательной - стать отраслью экономики. Сейчас IT смело можно назвать отраслью. В частности это означает, что IT должна предлагать обществу какую-то зримую пользу, оправдывающую затраты на своё существование. Во времена формирования отрасли IT в экономике доминировало индустриальное мировоззрение, требовавшее от IT результатов в конкретной и понятной форме товаров и продуктов. В период первых поколений компьютеров основным товаром являлось «железо» с прилагающимся к нему (гораздо меньшим по стоимости) программным обеспечением - и всё было понятно. Затем, когда цены на аппаратную часть упали, а на программную - выросли, возникла проблема продаж. До сих пор программное обеспечение нередко продают как продукт - в коробке.

Потребителю результатов работы IT, как правило, требуются решения, связанные с эффективной организацией и управлением информационными потоками, средства навигации по большим массивам информации, средства обобщения, классификации, анализа и других видов обработки информации, повышение оперативности принятия решений. Отдельно можно назвать возможности математического моделирования. Всё перечисленное - это, в первую очередь, специальные знания об информации, умения их применять и навыки их эффективного использования. Ни компьютер, ни программное обеспечение не дают этих знаний и умений, однако заставляют потребителя обучаться навыкам использования себя. Технические средства, приобретаемые как продукты, как правило «глухи» к проблемам конкретного потребителя, и он сам должен догадаться, как извлечь пользу из своей покупки. В лучшем случае с ним поработает продавец-консультант, и то не столько с целью подсказать эффективные средства решения проблем, сколько с целью убедить в полезности продаваемого продукта. Стоит ли удивляться тому, что потребители нередко испытывают неудовлетворение от информационных технологий?!

Потребителю мог бы помочь аналитик и методолог, независимый от производителей технических средств, но продажа его услуг - дело ещё более трудное, чем продажа программного обеспечения. Услугу не положить в коробку, требуется большая кропотливая работа по внедрению в общество определённой культуры использования такого рода услуг, какую в своё время проводили различные специалисты гуманитарного профиля: юристы, психологи, экономисты, социологи и т. п. Проведению этой работы мешает массовая научная и методологическая безграмотность IT-специалистов, способных разрабатывать и эксплуатировать технические средства, но смутно представляющих истинную пользу и назначение этих средств. А одной из главных причиной такого утилитарного и ремесленнического отношения к IT, на мой взгляд, является «беззубость» информатики, избегающей всего, что не вписывается в простые, красивые и идеалистически-бесполезные формальные модели.

Хотя, быть может, свежую струю в IT внесёт нынешняя коммуникационная революция - мобильные средства, Интернет - которая побуждает IT интенсивно работать в области социальных связей и тем самым включать в себя новые знания, какими когда-то стали знания об эффективном человеко-машинном взаимодействии, пользовательские интерфейсы интерактивных программных систем.

Мировоззрение

Previous post Next post
Up