Яков Сиверс - человек и СВП

Aug 10, 2011 19:22

История судна на воздушной подушке под именем "Яков Сиверс" начинается в 2009 году. В этом году оно было построено и перегнано на расстояние в 1550 км за 4 дня из Нижнего Новгорода а Великий Новгород для работы на маршруте В.Новгород - Ст.Русса.
Первый из двух СВП типа "Хивус-48", был назван в честь чиновника Екатерининской эпохи полковника графа Якова Ефимовича (Якова-Иоганна) Сиверса , заслужившего монаршее доверие своей порядочностью, неподкупностью и деятельностью. Любопытно, что к Сиверсу враждебно относился Г.А.Потемкин - знаменитый фаворит Екатерины II, особенно известный успешным осваиванием астрономических бюджетных средств.

00


Холдинговая компания «Логопром», которая является официальным дилером российских производителей СВП, в 2008 году наладила круглогодичное транспортное сообщение на амфибийных судах через реку Волга между Нижним Новгородом и городом-спутником - Бор.

01

В ноябре 2009 года «Логопром» планировал запуск транспортно-туристического проекта на СВП в Великом Новгороде.

Как сообщала пресс-служба холдинговой компании «Логопром», "Яковом Сиверсом" за 4 дня перегона в Великий Новгород было пройдено Горьковское море, Рыбинское водохранилище, Волго-Балтийский канал, Онежское озеро, река Свирь; преодолено 13 шлюзов.

Судно двигалось со средней скоростью 50 км/ч, на отдельных участках разгоняясь до 75 км/час (в частности, при прохождении Рыбинского, Шекснинского водохранилищ, Онежского озера).

В Великом Новгороде «Яков Сиверс» принял участие в праздновании 1150-летнего юбилея города. Судно было осмотрено Президентом РФ Д.А.Медведевым

Зная, что из Нижнего Новгорода судно уйдёт в далёкий Новгород Великий, представители «Логопрома» крепко задумались над названием своего детища. Им хотелось, чтобы это было яркое, запоминающееся имя, которое было бы не чуждо новгородцам.
"Мы даже организовали конкурс среди более чем 1000 сотрудников компании, чтобы выбрать самое подходящее название, связанное с вашей историей" - рассказывала руководитель отдела маркетинга холдинговой компании «Логопром» Наталья Смолькова. - "Было множество вариантов, в том числе «Ростислав», «Ратибор», «Витязь» и тому подобные. Я подняла всю историю Новгородской губернии и нашла это красивое, звучное и очень гармоничное имя - «Яков Сиверс»".

02

«Разумовский был из певчих, Сиверс был из лакеев», - сказала Екатерина Великая однажды своему статс-секретарю. Она была весьма деятельной особой и для управления гигантской империей требовались энергичные и грамотные люди. И ей удавалось их находить, зачастую останавливая выбор на менее именитых придворных, но отличавшихся рвением.

Яков Сиверс родился в 1731 году в семье бедного лифляндского дворянина. Дядя его, возведённый императрицей Елизаветой из форейторов в звание камер-юнкера пристроил его писцом в Коллегию Иностранных дел. Позже Яков Ефимович служил при русских посольствах в Копенгагене и Лондоне.
Во время Семилетней войны в звании премьер-майора Сиверс принимал участие в сражениях при Грос-Эгернсдорфе и Цорндорфе и в осаде Кольберга, а в 1759-1760 годах его назначили на пост секретаря прусско-русской комиссии для размена пленных.

В 1764 году императрицей Екатериной II Сиверс довольно неожиданно назначен новгородским губернатором. По слухам на эту должность рассматривалось до 30 кандидатов.

Сообщается, что перед убытием в Новгородскую губернию Сиверс получил от Екатерины некие тайные инструкции по управлению. В те времена огромная Новгородская губерния была в довольно запущенном состоянии: плохие дороги, почти полное отсутствие каменных зданий даже в крупных городах Новгороде и Пскове. О таких вещах как водопровод новгородцы и слыхом не слыхивали.

Едва приехав, Сиверс узнал, что город Каргополь только что сгорел едва ли не дотла. Не успел он вернуться оттуда в Новгород, ему доложили: горит Торжок.

«Город Псков, - доносил Сивере Сенату, - по своему красивому и очень удобному для торговли положению мог бы быть в другом состоянии и не возбуждать такой жалости. У меня нет слов для выражения моих чувств о разорении этого города: скажу одно, что он так же несчастлив, как и Великий Новгород, и страдает той же чахоткою... Каменный дом провинциальной канцелярии в Пскове развалился и уже третьего года я приказал канцелярию из него вывести в обывательский. Воеводского двора совсем нет, и воевода живет в таком же ветхом обывательском доме, что мне стыдно и не без страха в него войти. Город Остров - сущая деревня, имеет около 120 душ купечества; в воеводском доме только сороки да вороны живут, ни площади, ни лавок не нашел...» Торопец - самый богатый город во всей губернии, но и здесь непорядок. «Едва один купец успел построить каменный дом, как полковник вступившего в город полка занял его, как лучший в городе, а хозяин остался жить в старом деревянном, после чего никто уже другого каменного дома не заложил... Купцы как сами без воспитания были, так и детей своих теперь не воспитывают. Торговля их производится без всякого порядка, редко с записью, без книг и почти без счетов. Между ними нет доверия, которое составляет дух коммерции. О крестьянстве я должен вообще заметить, что оно еще больше заслуживает жалости по незнанию грамоте, ибо это незнание подвергает его множеству обид».

Настоящим бедствием народа в те времена были военные постои - войсковое начальство без стеснения занимало любой приглянувшийся ему дом, солдаты размещались в домах жителей, не очень церемонясь ни с живностью, ни с садами и огородами.
Сиверсе разработал проект, согласно которому государство должно построить для солдат специальные дома. Он настаивал, что для населения городов это было бы огромным облегчением - казармы вместо постоя.

Особой заботой Сиверса был картофель.
Нам странно сегодня представить себе, что всего двести лет назад Россию нужно было уговаривать сажать картофель, между тем правительство Екатерины прилагало тут немало усилий. Медицинская коллегия издала особое наставление, как его сажать, выращивать и как употреблять в пищу (такие инструкции были необходимы: когда наши войска вошли в Пруссию, и увидели поля, засаженные картошкой, они приняли за ее съедобные плоды те зеленые шарики, что висят на ее стеблях, в результате чего были массовые заболевания и смертные случаи).
«По той великой пользе сих яблок, - так оканчивалось наставление, - и что они при разводе весьма мало труда требуют, а оный непомерно награждают и не токмо людям к приятной и здоровой пище, но и к корму всякой домашней животине служат, должно их почесть за лучший в домостройстве овощ и к разводу его приложить всемерное старание, особливо для того, чтобы оному большого неурожая не бывает и тем в недостатке и дороговизне прочего хлеба великую замену делать можно».
Заслуга Сиверса в разведении картофеля сомнения не вызывает, он пишет о нем в Сенат, закупает лучшие сорта в Англии и Ирландии. Екатерина, отпускает крупную сумму в поддержку новой культуры, не раз спрашивает в своих письмах Сиверса, как идут дела с картофелем.

В главном для судеб России вопросе - о положении крестьянства - новгородский губернатор стоял, на самых передовых позициях и, более того, был исполнен живого участия к российскому крестьянину.
Чтобы понять в каком положении существовали крепостные, пожалуй, достаточно знать, что помещики могли на своё усмотрение женить своих крестьян как и когда хотели - кого хочешь и на ком хочешь (прямо как собак разводить или скотину), продавать, требовать какой угодно оброк, наказывать не по закону, а по своему произволу (вспомните Салтычиху).
Сиверс, умолял навести Екатерину порядок в отношениях с крепостными, ограничить размеры оброка и права помещиков. Наконец, главное: новгородский губернатор предлагал назначить сумму, за которую каждый крестьянин, накопивший деньги, мог бы выкупиться на свободу.
Конечно, по современным временам и понятиям эти инициативы не выглядят революционными, но для тех времен - наглого, ничем не стесненного произвола - представления Снверса были и передовыми, и смелыми.

Сиверс сделал очень много для новгородского края. Он основал новые города (Боровичи, Валдай, Калязин и др.), многое сделал для улучшения в губернии сельского хозяйства, промышленности, путей сообщения, судоходства. За его труды по проведению соединительного канала между Волховом и устьем реки Мсты император Александр I назвал этот канал Сиверсовым.

В 1776 году, с открытием губерний Тверской и Псковской, Сиверс был назначен генерал-губернатором (или наместником) новгородским, тверским и псковским. Он принимал большое участие в составлении "Учреждения о губерниях", предложив введение большого числа губерний, с уездами в меньших против прежнего размерах, а также разработал много новых мер для упорядочения отношений между сословиями.

В 1789 году, после восьмилетней отставки, Сиверс был назначен чрезвычайным и полномочным послом в Польшу; председательствовал, вместе с прусским послом Бухгольцом, на гродненском сейме и много содействовал второму разделу Польши. Отозванный в 1794 году, он проживал последние годы царствования Екатерины II то в Санкт-Петербурге, то в своём имении. Павел I в 1796 году назначил его сенатором, через год поручил ему "управление водяных коммуникаций" и в 1798 году возвёл его в графское достоинство.

Вот именем какого человека "Логопром" назвал судно, предназначенное для Новгорода Великого.

Каково же было моё удивление, когда я обнаружил в эти выходные "Якова Сиверса" на приколе на Борской стороне.

03

Рояль в кустах:

04

Судно лишилось "юбки"

05

и винтов

06

Краска во многих местах облезла.

07

Однако, в компании "Аэроход" - произодителе СВП "Хивус-48" меня успокоили - сказали, что "Яков Сиверс" будет отремонтирован и эксплуатироваться и далее.

Большому кораблю - большое плавание!

В посте использованы ресурсы интернета:
http://volgataxi.ru/production/15
http://gazetarussa.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=372&Itemid=43
http://persones.ru/biography-11940.html
http://www.rulex.ru/01180967.htm
http://www.rusemp.ru/rom12_027.html
http://bibliotekar.ru/polk-12/6.htm
http://aerohod.ru/
и, конечно, вездесущая википедия.

СВП, Нижний Новгород, 2011, Волга, sigma af 10-20 mm f/4-5.6, мысли вслух, d5000

Previous post Next post
Up