После
лютеранского учения о спасении я занялся кальвинистским и англиканским. У Англикан обнаружился лишь один догматический документ - "39 статей", учение о спасении, изложенное там, совпало и с лютеранским, и с кальвинистским, поэтому я не буду останавливаться на англиканах.
Кальвинизм почти во всех аспектах спасения вторит лютеранству, кроме учения о предопределении. Вот что у меня получилось:
Поскольку человек после грехопадения отпал от милости Божией, оказался под влиянием дьявола, Божьего гнева, проклятия и смерти, развратился и полностью утратил способность обратиться к добру, то Бог послал в мир Своего Сына, который прожил праведную жизнь и умер за избранных людей, приняв их наказание на Себя. После этого Дух Святой стал воспламенять в сердцах избранных людей веру, через которую праведность Христа присваивается верующим, его грехи покрываются и вина снимается, а Божий гнев сменяется на милость, после чего начинается освящение и с помощью Духа Святого верующий начинает творить добрые дела ради послушания Богу и пользы ближних. Сам Бог заботится о сохранении веры так, что ни один верующий не может окончательно отпасть от веры.
Коснусь кальвинсистского учения ещё только по теме избрания:
Вечное избрание
От вечности Бог, единственно по Своей воле, избрал одних людей к спасению, а других - оставить без благодати. По этой причине в своё время Он действенно призывает только избранных ко спасению, производя покаяние и вкладывая желание к добру так, что все они добровольно начинают веровать, оправдываются и не могут окончательно отпасть от веры, остальные же сами виновны в своей погибели. Уверенность в своём избрании, определяемом по плодам, приносит смирение, терпение в скорбях и радость.
Литература: "Вестминстерское исповедание веры", "Вестминстерский краткий катехизис", "Каноны Дортского синода".
Ваши комментарии приветствуются! Помогите мне сделать этот вывод чётче, понятнее и точнее.