Сразу: плагиат в последнем романе Яхиной мог найти только обиженный глупец. Это не оскорбление, а определение социального типа, обильно вызревшего по всему миру, но в России - особенно. Собственно, Россия при Путине сама приняла по отношению к большому миру позу обиженного глупца.
Но рецензировать романы Яхиной непросто (кроме первого, "Зулейха открывает глаза": это хорошее, архетипичное произведение, крепко построенное на коллизии "Ночного портье", то есть схемы "любовь еврейки и эсэсовца"). А вот с "Дети мои" и "Эшелоном" уже все не так. Я видел, как от оценок "Детей" резко уклонялась Майя Кучерская (вы не читали ее "Современный патерик"? - отличнейшая вещь, одна из немногих хороших книг о жизни русской православной церкви. Когда я упомянул это название в окружении владыки Илариона - да-да, того самого, прошлом епископа Венского, а в нынешнем угодника кремлевского, - там Кучерскую готовы были порвать в клочки. Но, как известно, если мымра сапоги ругает - значит, надо брать!) Точно так же уклонился от оценки "Эшелона" Быков.
Что поделаешь: с Яхиной примерно то же, что и с Водолазкиным. Это точно не подлые люди. Они пишут точно не подлые вещи. И, возможно, с их текстами что-то можно сделать (в варианте Яхиной - например, киносценарий). Но, увы, и "Эшелон", и "Авиатор" (и уж тем более "Брисбен") - это недолитература. Это вампука. Мне очень жаль, что это так, - но такое, увы, сплошь и рядом случается. Вот про Яхину поподробнее:
Click to view