Моя прабабушка София и её предки

Oct 23, 2011 13:51

Долгое время в моей родословной оставалась белым пятном линия моей прабабушки - матери дедушки с папиной стороны. Я знал только её имя - София (Сура-Ита), отчество - Абрамовна, год и место рождения - 1875 г., местечко Дятлово Слонимского уезда Гродненской губернии. Девичью фамилию прабабушки дедушка нигде не писал, хотя в составленных им автобиографиях и списке родственников он указывал и место рождения своей тёщи - другой моей прабабушки и имена, даты и места рождения бабушкиных братьев и другие второстепенные детали. Это навело меня на мысль, что девичья фамилия прабабушки «забыта» неслучайно. Возможно, она могла вызвать обвинения в связях с «врагами народа». От папиного двоюродного брата Мары я узнал, что прабабушка была дочерью раввина и строго соблюдала дома законы кашрута. Мара рассказал, что мой прадедушка, будучи купцом первой гильдии, попросил найти ему достойную партию (сделать хороший шидух). Его познакомили с дочерью раввина - моей прабабушкой.



Моя прабабушка

Информация о том, что прабабушка была дочерью раввина сильно суживает поиск: в Дятлово (еврейское название - Жетл) в 1875 году было менее трёх тысяч евреев и четыре синагоги, значит и раввинов было немного, тем более, по имени Абрам. В сообществе jewish_family мне нашли ссылку на список нескольких дятловских евреев (судя во всему, благодарность за пожертвования). В списке два раввина, но ни один из них не Абрам. Поиск же в Гугле выдал информацию о рабби Аврааме Тиктинском, 1854 года рождения, учившемся, женившемся и жившем с семьёй в Дятлово до 1883 года (т. е. ещё восемь лет после рождения моей прабабушки), а затем ставшим содиректором Мирской йешивы - одной из двух главных миснагедских (нехасидских) йешив.




Рабби Авраам Тиктинский

Рабби Авраам ушёл в отставку в 1907 г. и дожил до 1931 г. Прабабушка тоже умерла в 1931 или в 1932 г., возможно, от переживаний.
Нашлись сведения и о предках рабби Авраама:
Рабби Шмуэль Хаимович Тиктинский - зажиточный купец, основал и содержал на свои собственные средства Мирскую йешиву. Последние 12 лет жизни вёл торговлю за границей. Умер 8.04.1835 г. в Венгрии. Ещё при жизни он сделал содиректором йешивы своего сына Авраама (1795 г. р.). Авраам умер вскорости после своего отца, 27.08.1835 г.
Дальше источники расходятся во мнениях: некоторые считают одного из следующих директоров йешивы (с 1858/59 г.), Хаима Йегуду Лейба (1823-1899), сыном Авраама, другие - вторым сыном Шмуэля. Мне кажется более правдоподобным первое, т.к. разница в 28 лет как раз годится для отца и сына, но очень маловероятна между двумя братьями.



Рабби Хаим Йегуда Лейб Тиктинский

Сыном Хаима Йегуды Лейба и был рабби Авраам (младший), проведший часть жизни в Дятлово.
Поиск информации о раввинах из Дятлово будет продолжен, но я считаю маловероятным нахождение ещё одного рабби Авраама.

27.11.2011
В аутосомном тесте ДНК Family Finder у меня нашёлся предполагаемый пятиюродный брат (предсказанная степень родства - от четырёх- до шестиюродного). Фамилия одного из его предков - Тикочинский из Польши. Тикочин - это польское название городка Тиктин (или Тиктин - еврейское название города Тикочин). Фамилия очень редкая, и её совпадение подтверждает мои находки.

4.09.2012
В интернете нашлась информация о младшем брате моей прабабушки. Йешаягу Тамир (Тиктинский), 1888 г. р., ещё до революции в России был активистом сионистских организаций.



В 1920-х годах он находился в Польше и, рискуя быть арестованным за незаконные валютные операции, помогал доставать американские доллары и документы для евреев, нелегально бежавших из СССР. Благодаря ему около шести тысяч евреев смогли перебраться в Эрец Исраэль, он сам переехал туда в 1929 г. и работал в Еврейском агентстве Сохнут в Иерусалиме. Умер в 1947 г.
На том же сайте указано, что мать Йешаягу Тамира (моя прапрабабушка), Хайнка, была дочерью раввина Моше Жуховицкого (внука праведника Ишайи Жуховицера). Рабби Ишайя Жуховицер был известен своим гостеприимством. Когда в пятницу к нему прибыли путешественники, он сказал им, что ночлег стоит четыре зуза (еврейское название монет) с человека. В воскресенье путешественники хотели расплатиться с Ишайей, но тот не взял деньги: «Я не откажусь от соблюдения заповеди приёма гостей за четыре зуза. Называя цену, я лишь хотел, чтобы вы свободно себя чувствовали в моём доме».

Генетическая генеалогия, Генеалогия

Previous post Next post
Up