Как полагает историк Ф. Добрянский, евреи поселились в Вильнюсе уже в 1326 году. В 1483 году в Вильнюсе существовало еврейское кладбище, а в 1573 году была заложена Большая синагога.
По более консервативным оценкам поселение евреев в Вильнюсе образовалось довольно поздно, во второй половине 16 в. В 1563 г. евреи получили право на приобретение домов в Старом городе и стали формировать квартал. Перекресток улиц Stiklių, Gaono, M. Antokolskio и Žydų является сердцем еврейского квартала. К концу 18 в. Вильнюс становится центром духовной жизни европейских евреев, «Литовским Иерусалимом». Значительную роль в этом сыграл Элиягу бен Шломо Залман (Виленский Гаон). К началу 20 в. еврейское население Вильнюса составляло 40%. Вторая мировая война стала катастрофой для евреев Вильнюса - около 70 000 из них было уничтожено фашистами (по всей Литве 200 000 - 95% еврейского населения). С 6 сентября 1941 года в Вильнюсе действовало два гетто - Большое и Малое. Малое гетто находилось на территории средневекового еврейского гетто и включало в себя улицы Жиду, Гаоно и Стиклю. В нем проживало около 11000 евреев. Гетто просуществовало менее двух месяцев. Все узники этого гетто были расстреляны в Панеряй. В состав Большого гетто вошли улицы Страшуно, Ашменос, Месиню, Лигонинес, Шяулю, Диснос и Руднинку, а улицы Пилимо, Лидос, Вокечю, Арклю и Кармелиту стали границами гетто. Был создан еврейский совет (юденрат), решавший вопросы жилья, санитарии, рабочей силы. Несмотря на весь ужас, гетто продолжало жить и бороться. 24 апреля 1942 года был основан театр гетто. Ставились спектакли, проводились литературные вечера, детские праздники. В гетто был симфонический оркестр, два хора. В гетто действовали больница, амбулатория, скорая помощь. Работали техникум, школа, детский сад, приют, библиотека. В 1942 году в гетто была создана Объединенная партизанская организация, которая установила связь с советскими партизанами, действовавшими в Литве. Большое гетто было ликвидировано 23 сентября 1943 года. Подавляющее большинство узников было вывезено в концентрационные лагеря на территории Эстонии, и большая часть из них там была уничтожена. Сейчас еврейская община Вильнюса насчитывает около 3 тысяч человек (0.5% населения города).
Еврейский квартал Вильнюса.
Здание 16 в., до Второй мировой войны служило молитвенным домом.
Памятник Виленскому Гаону и мемориальная доска.
Театр Вильнюсского гетто.
Здание юденрата.
Место, где находились ворота Большого гетто.
Мемориальная доска в честь Праведников народов мира - Йозаса Стакаускаса, Владаса Жемайтиса и Марии Микульской.
Рассказ о подвиге вильнюсских Праведников народов мира на сайте института Яд Вашем:
http://www.yadvashem.org/yv/ru/righteous/lithuania/stakauskas.asp Мемориальная доска на доме на перекрёстке улиц Šv. Ignoto и Benediktinių, в котором располагалось высшее собрание раввинов, и который в 1903 году посещал основоположник идеологии сионизма Теодор Герцль.
Хоральная синагога (ул. Pylimo 39).
Единственная сохранившаяся синагога из 105 действовавших в Вильнюсе до Второй мировой войны. Построена в 1903 году. На открытии присутствовал известный еврейский историк Семён Дубнов, которому выделили в синагоге почётное кресло.
Еврейский музей Вильнюса (ул. Pamėnkalnio 12).
В Вильнюсе проживает и малочисленная община караимов (евреи, признающие только ТАНАХ, но не Талмуд). Среди караимов бывшего СССР распространена теория о тюркском, а не еврейском, происхождении.
Я слежу за исследованиями этой темы, но опубликованные до сих пор результаты тестов ДНК не подтверждают эту теорию, а похожи на результаты других еврейских общин. Возможно, тюркская теория является отголоском политики царской России, ограничивавшей в правах евреев, но предоставлявшей равноправие караимам.
Караимская улица.
Караимская кенасса (молитвенный дом) по ул. Liubarto 6.
Для написания рассказа использованы материалы Википедии и сайтов
http://www.yadvashem.org/yv/ru/righteous/lithuania/stakauskas.asphttp://www.vilnius.skynet.lt/story_e2.htmlhttp://ltgid.com/evrejskij-kvartal-vilniusa.htmlhttp://www.vilniusinlove.com/?page_id=3504