«Надо просить Бога, чтобы Он отвел этот соблазн, надвигающийся на Святую православную Церковь», - заявил второй по иерархии член Священного Синода Русской православной церкви, предстоятель УПЦ МП митрополит Онуфрий на собрании Киевской епархии, где присутствовал и обозреватель «Украины.Ру» Дмитрий Скворцов
Как известно, т.н. Константинопольский патриарх (чья духовная власть в нынешней Турции не распространяется за пределы греческого квартала Стамбула под названием Фанар) активно педалирует проведение Всеправославного («Восьмого вселенского») собора. На этом съезде предстоятелей и представителей всех поместных православных церквей мира он надеется заполучить статус несколько больший, чем «первого среди равных».
Это т.н. первенство чести - не более чем дань уважения к хронологически самой ранней столичной кафедре в мировом православии с тех пор как исторически первая столица - Рим - отпала от Вселенского Православия, уйдя в латинскую ересь. Теперь в ту же сторону намылился и лишившийся какого-либо влияния и, главное, уважения в христианском мире, фанарский патриарх. Сегодня он готов даже признать первенство папы римского (один из основных еретических догматов латинства, противоречащий принципу соборности Церкви, где все епископы равны), лишь бы стать при нём вторым, но начальствующим над т.н. восточными церквами (т.н. православными). Вот для того чтобы подготовить всё мировое православие к принятию еретического догмата единоначалия и разрушения тех канонов Церкви, которые противостоят сегодня глобализации мира, утверждению мирового правительства и проталкивает уже несколько лет Госдеп США, на содержании которого и находится Карманный Константинопольский патриарх.
С тех пор как т.н. Константинопольский патриархат окончательно попал под влияние США (особо явственно это проявилось при нынешнем патриархе Варфоломее) верующие стали с нескрываемым подозрением относиться к инициативам по созыву всеправославного собора. Сегодня, когда Константинополь нагло - в попрание всех канонов - вмешивается в дела поместной церкви на Украине, наибольшие сомнения в целесообразности Собора высказывают верующие именно Московского патриархата и его самоуправляемой части - УПЦ МП. «Основания для отказа» следующие: последний Вселенский собор состоялся более двенадцати столетий назад, «закрыв» все вопросы канонического права. Следовательно, новый собор нужен лишь его инициатору.[Spoiler (click to open)]
Православные приводят слова Оптинского иеромонаха Нектария: «Было семь Соборов, как семь Таинств, семь Даров Святаго Духа. Для нашего века - полнота числа 7. Число будущего века 8». Под будущем веком и его псевдособором имеется в виду приход и утверждение Антихриста. Именно о таком соборе говорил прп. Кукша Одесский: «Последние времена наступают. Скоро будет экуменический собор под названием «Святой». Но это будет тот самый «восьмой собор», который будет сборищем безбожных. На нем все веры соединятся в одну. Затем будут упразднены все посты, монашество будет полностью уничтожено, епископы будут женаты. Новостильный календарь будет введен во Вселенской Церкви».
Своими сомнениями и тревогами паствы насчёт намечаемого на 2016 год Всеправославного собора поделилось духовенство Киевской епархии с предстоятелем УПЦ МП митрополитом Онуфрием на состоявшемся 28 декабря ежегодном епархиальном собрании.
«Этот вопрос, наверное, сегодня самый главный, - согласился Блаженнейший. - Собор намечен на июнь следующего года. По этим планам на Троицу он должен быть уже завершен.
Вообще, всегда вопросы, выносимые на Соборы, обсуждались заранее. Для этого проводились предсоборные совещания, на которые выносились те вопросы, которые Собору оставалось только утвердить. Не было такого, чтобы Собор уже начался, и только после этого начинали «вбрасывать» вопросы, о которых большинство не подозревает, вопросы заведомо спорные и вызывающие рознь.
Позиция нашей церкви состоит в том, что вопросы, выносимые на Собор, (например, о новом стиле в церкви), должны быть обсуждены на таких предсоборных совещаниях. Затем их должны все церкви утвердить, и тогда уже согласованные позиции выносятся на решение Собора. Если хоть одна церковь выступит против, тема снимается с повестки дня. Это называется правилом консенсуса - полного согласия. И наша церковь настояла на том, чтобы строго придерживаться этого правила. Это гарантия того, что не случится расколов. Ибо даже если некоторые вопросы будут выносить большинством голосов, разделение таким образом уже произойдёт - еще до собора.
И с таким подходом согласились все поместные церкви. Но когда начали рассматривать вопросы диптиха (всё того же «первенства», - Д.С.), автокефалии (с явным прицелом Константинополя на дарование автокефалии украинской части Московского патриархата, - Д.С.), календаря (сам Константинополь уже частично перешёл на католический календарь, по нему же празднует Рождество и окружение главного автокефалиста УПЦ МП Олэксандра Драбынко, - Д.С.), второбрачия для духовенства (не допустимое канонами вступление в повторный брак для духовенства, но уже практикуемое окружением того же Драбынко, - Д.С.), то оказалось, что ни один из них не доведен до конечного вида. […]
И возникает вопрос - если мы, не имея подготовленных решений для собора, соберемся все на такой «собор», то выльется он в перепалки и споры, которые лишь скомпрометируют церковь.
Кроме того, там будет задействована следующая (давно отработанная, - Д.С.) система продавливания решений: после долгого обсуждения решаем выносить его в таком-то виде (то есть вариант, предлагаемый заранее, отвергаем); принимаем новый - окончательный - вариант, голосуем за него, но на подписи подаётся он на греческом языке. Мы говорим: «надо внимательно посмотреть», а нам отвечают: «Что там смотреть? Уже проголосовали, давайте - подписывайте!». «Нет, - говорим, - мы сначала переведём». И оказывается, что на подпись нам подсунули первый вариант - тот, который мы отвергли. И там тысяча таких способов обмануть человека и сотворить неправду (в этот момент зал собрания наполняется гулом нелестных эпитетов по адресу константинопольских клириков со стороны коллег, имевших опыт совместной с ними работы в различных комиссиях, - Д.С.).
Следовательно, если вопросы будут только предлагаться для обсуждения уже на самом Соборе, это выльется в балаган, который станет позором для Вселенской православной церкви.
Поэтому есть такое предложение (мы его ещё будем обсуждать на Архиерейском Соборе) отказаться от участия в этом «Соборе». Участие в нём может оказаться большим злом, чем отказ от участия. Ведь даже если согласимся участвовать с тем, чтобы стоять на своём, пока будем обсуждать каждую формулировку, оппоненты выставят свои варианты в Интернет, как согласованные и проголосованные. И пока все разберутся, что к чему, возникнет масса соблазнов, угроза раскола. Чтобы этого не случилось, нам, по моему личному мнению, надо воздержаться от участия в этом соборе («личное мнение» Блаженнейшего было встречено бурными аплодисментами духовенства, даже притом что подобным образом выражать одобрение в Церкви не принято, - Д.С.)… А если хотя бы одной из поместных церквей на Соборе не будет, он уже не будет всеправославным…
Я думаю, что надо молиться Богу, просить Его, чтобы Он отвел этот соблазн, который надвигается на Святую православную Церковь, чтобы Бог сохранил нас в вере. Не надо искать новой веры. Сегодня надо искать обновления человека, потому что вера наша - святая. Сколько святых угодников она нам дала! Это место святое (собрание проходило в Киево-Печерской лавре, - Д.С.) нам говорит, камни вопиют, мощи свидетельствуют о том, что это вера спасительная. Зачем нам искать что-то иное, что более соответствовало бы нашим страстям?
Нам надо себя ломать, прилаживаться к вере, а не веру ломать под свою немощь, под свою гордыню. Нам Бог дал веру, храним же её, а что кто-то иной будет там делать - это его проблемы, его ответ перед Богом. У нас же есть дорога и мы должны ею идти».