Теперь я могу признаться в том, что, вступив в «тайный сговор» с редактором издательства "Захаров" Анной
Алавердян, раздобыла фотохокку и фототанки из рассказов моих лучших друзей в блоге Бориса Акунина
«Благородное собрание». В редакцию журнала «Партнер» было послано восемь комплектов фотографий.
На отведенные для моей статьи две журнальные странички поместились, к сожалению, только четыре
комплекта -
ztatyan,
gloriamundi_21,
marinagra,
iris_flower0802.
ФОТО КАК ХОККУО проекте Бориса Акунина
Что может быть скучнее чужого семейного альбома? Утонув в глубоком кресле и уныло думая о том, что
второй кусок торта был явно лишним, вы чувствуете, как альбом камнем лежит на коленях, и с обреченной
улыбкой внимаете сбивчивым пояснениям разгоряченных ужином хозяев дома: «этот, справа, как раз тот
самый двоюродный дедушка, который…». О Боже, только бы не уснуть!
А вот писатель Борис Акунин, он же блогер Живого журнала borisakunin, обожает семейные альбомы!
Акунин называет себя «маньяком старых фотографий». Он увлеченно рассматривает фотоальбомы в гостях,
покупает у антикваров старые фотографии, на которых запечатлены неизвестные ему - да, может, уже и
никому на свете - люди. Об этом своем увлечении писатель рассказал однажды в Живом журнале. Старые
фото он сравнил с японскими трехстишиями хокку, которые «раскрывают свой смысл не сразу, требуют
некоторого дополнительного знания». Конечно же, увидев вскоре в блоге своей читательницы композицию
из трех фотографий - одно и то же лицо в юности, зрелости и старости, - писатель необычайно воодушевился.
Вот оно, фотохокку, - три строчки, вместившие человеческую судьбу!
Объявляя интернет-конкурс на лучшее фотохокку - три фотографии человека в разных возрастах (или пять
фотографий, тогда это уже танка, пятистишие) с повествованием об этом человеке - Акунин и не предполагал,
во что выльется его затея. Он предложил участникам конкурса разместить тексты с фотографиями в своих блогах,
а ему прислать ссылки на эти рассказы. Писатель намеривался выбрать несколько историй и провести в Живом
журнале голосование. Однако через месяц после объявления конкурса, в самом конце мая нынешнего года,
он ошарашил участников неожиданным известием: конкурс отменяется! Интернет-голосование, победители -
всего этого не будет, а будет… книжка под названием «Фото как хокку», которую намеревается выпустить
издательство «Захаров». Директор издательства Ирина Богат, прочитав присланные на конкурс рассказы,
согласилась с Борисом Акуниным: нельзя, чтобы все это богатство памяти рассеялось в бездонных
недрах Интернета!
И началось: авторы уже созданных фотохокку снова взялись за перо (простите, принялись стучать по
клавиатуре), дополняя свои тексты, а многие из тех, кто не участвовал в конкурсе, немедля уселись листать
семейные альбомы. Редактор издательства Анна Алавердян со всего света принимала электронные письма с
отсканированными фотографиями и терпеливо отвечала на вопросы авторов (которых в результате набралось
почти сто!) на форуме издательства «Захаров». Тексты, сохраняя их безыскусную подлинность, практически не редактировали, но чтобы красиво скомпоновать «хокку» и «танки» из старых фотографий, издательству
пришлось потрудиться.
Акунин говорит, что «Фото как хокку» - самая удивительная книга из всех, с которыми ему приходилось иметь
дело в его редакционно-издательской жизни. За рождением книги - а между идеей и воплощением прошло чуть
более четырех месяцев - наблюдали в Живом журнале не только авторы, но и несметное число сочувствующих
блогеров. Наблюдали за тем, как из замысла, возникшего в виртуальном общении, появляется самая настоящая
книжка: вот издательство представило варианты макета, вот утвердили эскиз обложки, напоминающей старый
семейный альбом, вот пришло сообщение о том, что книга в типографии, и вот она уже на прилавках! Акунин
подписывает подарочные экземпляры для авторов, появились первые рецензии…
Конечно, каждый из нас, авторов, взяв в руки книгу, тут же ищет в ней свою историю, и лишь потом, читая все
подряд, соглашается с Борисом Акуниным: собранные вместе, эти рассказы, среди которых есть и литературно отточенные, и совсем немудреные, производят намного более сильное впечатление, чем единичные тексты.
Действительно, из этих «очень простых рассказов о судьбах обычных людей» складывается «полифоническая
и весьма непростая документальная повесть о судьбе целой страны и целого века, да какой страны и какого века!»
В своем предисловии к книге, а это небольшое предисловие - единственный текст Акунина, который вы в ней найдете, писатель советует читать книгу так: сначала посмотреть на фотохокку или фототанка, представить себе, кем был герой повествования, как сложилась его судьба, а уж потом читать, сверяя свои впечатления
и догадки с рассказом. Осмелюсь дать еще один совет: читайте неспешно. Лучше всего - в день по одной истории. Разве не стоит одна непросто и достойно прожитая жизнь нашего внимания на один день? Книга, большинство героев которой жили в первой половине двадцатого столетия, вместила так много страданий, лишений, горя...Эти короткие - иной раз и на страницу не набегает - тексты так концентрируют боль минувшего века, что читать их подряд трудно. Но эти же страницы озарены любовью к близким людям и радостью авторов от сознания того, что они занялись, наконец, очень важным и нужным делом - восстановлением семейной памяти.
Триумфальный - иначе не скажешь - успех этого проекта заставляет сомневаться в уверениях
скептиков, которые прочат бумажной книге близкую кончину. В век Интернета, в век победного
наступления электронных книг на традиционную «бумагу», появляется - в недрах того же Интернета
и благодаря ему - некий свод текстов, которым недостаточно одного лишь виртуального бытия. В
этих текстах нет ничего, что уже не было бы размещено в сети - в авторских блогах, - и тем не менее,
они проходят путь, противоположный обычному: не с бумаги на экран, а наоборот, с экрана на бумагу.
И приобретают свойство, которое не могут заменить бесплотные файлы, - реальность одухотворенного предмета, книги.
И еще об одном заставляют задуматься визуальные хокку и танка, на которых старинные парадные снимки в ателье сменяются непринужденными любительскими фотографиями. Знали бы эти принаряженные для фотосеанса люди, немигающими глазами глядящие в камеру, как фантастически изменится наш мир! Знали бы они, как их потомки - правнуки, внуки, дети - заложат чудом сохранившиеся старые фото, ломкие кусочки картона, в сканеры, и поплывут изображения незримыми путями, и отразятся на экранах компьютеров, чтобы вскоре в тысячах повторений обрести новую жизнь в книге, напоминающей самое дорогое наше сокровище - семейный альбом…
Опубликовано в журнале «Партнер» (Дортмунд, Германия), № 12, 2011 г.