Потрясающий своей основательностью и внушительностью Ханты-Мансийский Музей природы и человека.
Наибольшее впечатление на меня произвела экспозиция «Мифологическое время». Она представляет традиционную культуру обских угров и картину природы Приобья в контексте мифологии. В экспозиции нет заданного начала и конца, её можно пройти слева направо и наоборот. Это отображает саму сущность мифологического времени, которое, в отличие от времени исторического, циклично - оно не проходит, а возвращается и обновляется.
Экспозиция состоит из семи композиций-ступеней. «Колыбель» - сотворение мира и человека. Образы Богини Земли-материнства и спускающейся на золотой цепи из Небесного дома на Землю колыбели.
«Игра» - путь от детской игры к взрослому ритуалу. Символы мужского и женского, лабиринт игр и загадок.
«Времена года» - диалог картин «Лето» и «Зима». Жизненный мир в цикле традиционного календаря - «живого времени».
«Святилище» пантеон богов в пространстве таёжного Приобья. Реконструкция святилищ и образов угорских божеств.
«Небесный всадник» - образ бога и культурного героя Мирсусне-хума, объезжающего мир на крылатом коне.
«Когтистый старик» - «медвежий мир» от берлоги до «танцевального дома», в котором происходит медвежье игрище.
«Шаман» - пространство шаманского мировидения: «Тёмный чум» в окружении картин «Музыкального мыса» и «Мухоморной женщины»
На фоне такого «космоса», вполне стандартная историческая экспозиция не особо цепляет
Также имеется большой трёхэтажный зал с экспозицией о природе ХМАО «Ритм биосферы»
Вид сверху:
Третий этаж посвящён ноосфере - новой, высшей стадии эволюции биосферы, становление которой связано с развитием общества, оказывающего глубокое воздействие на природные процессы
Ещё про Ханты-Мансийск:
Другие города:
Полный путеводитель по журналу