НЕва в Сургуте
24 февраля Сургут не в первый раз почтила своим присутствием тюменская группа с псевдопитерским названием - «НЕва». На самом же деле название коллектива не имеет никакого отношения к главной водной артерии Санкт-Петербурга, а является сокращением первого названия группы - «Новое Евангелие», и ударение в нём ставится на первый слог. Широко известная в узких кругах «НЕва» ведёт свою историю аж с 1985 года, когда отец-основатель и лидер коллектива Алексей Шляков в тринадцатилетнем возрасте, «находясь в глубокой детской депрессии» решил собрать собственный бэнд. За более чем двадцатилетнюю историю коллектива «НЕва» успела сменить огромное количество музыкантов, поиграть в разных стилях и выпустить более десятка альбомов. Ныне сами музыканты определяют свой стиль как «тотально-фатальный фольклор» или «всеобще-неизбежное народное горло». Данные названия достаточно хорошо характеризуют стиль группы и манеру поведения на сцене её вокалиста…
Сургутской публике группа была знакома в первую очередь по выступлению в рок-клубе «Анфас» в 2004 году. Тогда коллектив отыграл в полном составе, а нынче прибыл в Сургут без ударника и музицировал в составе гитара-электрогитара-скрипка. Народу, надо отметить, собрался почти полный концертный зал арт-клуба «Чай-таун». На галёрке расположилась группа не то местных, не то приезжих знакомых музыкантов, которые периодически общались с вокалистом, временами подыгрывали на губной гармошке, а во втором отделении вообще устроили дискотеку, чем, видимо, порадовали музыкантов «НЕвы». Лидер коллектива Алексей Шляков предстал в своём привычном босоногом образе и с первых песен ознакомил сургутских зрителей, не ведающих о том, что такое «всеобще-неизбежное народное горло» с этим понятием. Как заявляет сам Алексей, на сцене он «еретик, содрагающий, извергающий, брызгающий слюной». Безусловно, полуакустическая программа не предполагала особых «содраганий» и «изверганий», да и гитара сковывала движения и пластику фронтмена, но даже «НЕва»-лайт» произвела на публику очень сильное впечатление. Причём, в основном, позитивное! Одна знакомая определила стиль вокалиста как «смесь Мамонова с Гаркушей», и это, наверное, лучшее определение «всеобще-неизбежного народного горла» для тех, кто не видел группу живьём. Сам же Алексей объясняет свои мимически-пластические перфомансы попытками «выплеснуть наружу помимо глотки, через свои осязательные органы, через каждую пору, через каждую клеточку всю дрянь, все зло, что во мне накопилось…». А вне сцены он является вполне спокойным и уравновешенным человеком, преподаёт разрушение горных пород и философию в тюменском университете. Тексты песен тоже не содержат никакой крамолы, а наоборот, наполнены вполне духовным и философским смыслом, пусть периодически и на эмоционально-подсознательном уровне. А вокально-музыкальное их обрамление является достаточно мелодичным, чему особо способствует наличие скрипки.
Концерт группа решила начать с конца и закончить началом. То есть песни игрались в обратном хронологическом порядке: самые свежие в начале, а самые старые - в конце. Исполнение композиций перемежалось непринуждённым общением с залом, рассказами интересных историй и чтением стихов. В середине концерта у вокалиста лопнула струна, и быстрые поиски новой ознакомили публику с тем фактом, что в школе искусств нет струн. Коллектив исполнил ещё несколько песен и удалился на вынужденный антракт, после которого струна всё-таки нашлась. Зато при исполнении этих песен, Алексей, освобождённый от гитары, демонстрировал чудеса экспрессии, скача по сцене. А финальную песню концерта он даже исполнил топлесс, стоя на стуле. В общем и целом, думаю, что если и были среди счастливых посетителей концерта и те, кто остался недоволен, то уж равнодушных не было точно! И это хорошо!
фото: tigrasha и мои