Updated! Гуру написал комментарии к этому тексту, и сейчас я их сюда вставлю. Красным цветом ;)
Традиция предписывает зимой кататься на лыжах, весной - сплавляться на байдарках, а осенью - отправляться за клюквой. И народ традицию блюдет, как осень - так по машинам, и вперед, к заветным болотам. А мне вот в предыдущие года различные альтернативные занятия мешали примкнуть к какой-нибудь клюквенной экспедиции.
А в этом году известной группе товарищей была подкинута свежая идея. Одна прекрасная дама выступила в роли вдохновительницы и даже, не побоюсь этого слова, соблазнительницы. Она вспомнила вслух, что когда-то в прошлой жизни, с прошлым мужем, ездила за клюквой в волшебные места, где прекрасная река впадает в еще более прекрасное озеро, а на озере - остров с высоким берегом и соснами, и клюквы - видимо-невидимо. А попадали в эти чудесные места с помощью плавсредств, снабженных лодочными моторами.
Эта идея неожиданно овладела массами, а точнее - моим другом М. и Гуру. После чего робких слов прекрасной дамы о том, что была она там десять лет назад с малыми детьми, и никаких подробностей, кроме названия реки не помнит, и вообще страдает пространственным кретинизмом - так вот, этих слов никто не слышал.
Хочу заметить, что Света постаралась подготовиться. Она распечатала карту и маршрут, в том числе по озеру. Но когда мы выплыли в озеро, то оказалось, что никто не в состоянии «прочитать» распечатанную карту. Не хватало М.
Гуру взял на прокат надувную лодку и мотор в пять лошадиных сил. Прекрасная дама взяла надувную байдарку Щука. Друга М. накануне путешествия сразил коварный вирус. Меня тоже пытался сразить, но я накапала в нос гриппферона, в который верую, и не поддалась.
И вот, в прошлую субботу, в нечеловеческую рань экспедиция стартовала. Участниками этой авантюры стали Гуру, Барбадос (Барбадос является русским спаниелем и едва ли не главным существом в жизни Гуру), Вдохновительница и ее дочь по имени Юлек, девочка Ариша и ее заботливый папа Миша, который впервые решился взять ребенка в поход, ну и примкнувшая к ним я. С прогнозом погоды, обещавшим дождь в течении почти всей субботы, и редкие проблески - в воскресенье, все были знакомы, и запаслись плащами, но мероприятие не отменили.
Последний участок дороги до реки Созь, точнее до деревни Спас на Сози не давал забыть народную мудрость "Чем круче джип, тем дальше идти за трактором", однако Субара застряла в луже только один раз, уже у самой реки, и была очень оперативно вытащена оттуда с помощью предусмотрительно захваченной лебедки.
Плавсредства собрали и надули, байдарку нагрузили вещами и привязали сбоку к лодке, Гуру завел мотор и ... тронулись. Надо сказать, что пока мы собирались и перепаковывались, некоторые местные жители предлагали записать на всякий случай их телефоны, но то ли это было сочтено навязчивым бизнесом, то ли ручки под рукой не оказалось, а кнопочки на мобильниках нажимать было лень, то ли каждый подумал, что пусть телефон записывает кто-то другой - вобщем, так или иначе, никакого местного телефона никто не записал.
Приключения начались довольно скоро. Мотор заглох в первый раз,
НЕПРАВДА ваша. Мотор был заглушен вручную в связи с тем, что Свете или Мише показалось, что струйка воды, которая должна была из него течь, сигнализируя, что с охлаждением мотора все в порядке, течь, якобы, перестала. Скорее всего, они ошибались, потому что после того, как мотор был заведен, струйка появилась и никогда за эти дни более не пропадала.
а когда Гуру его реанимировал и собрался продолжить путь, Вдохновительница сказала, что пока мотор был починяем, лодки развернулись на 180 градусов, и поэтому плыть над в другую сторону. (Все помнят, что ориентирование в пространстве не является сильной стороной Вдохновительницы?) Но заботливый папа Миша согласно покивал, а я пролепетала, что направление течения можно определить вне зависимости от направления ветра, по тому, в какую сторону вытягивается трава под водой, но мне никто не внял, а я не настояла в силу, видимо, слабости характера и того, что была перманентно занята сдерживание Барбадоса, а не отслеживанием направления движения... Кстати, ориентирование в пространстве моей сильной стороной тоже не является...
Короче, через некоторое время Гуру сказал, что мимо этого островка мы, кажется, уже проплывали... Впрочем, похожих п мест на реке много... И мы сохраняли выбранное направление еще довольно долго, пока не увидели странный домик из полиэтилена, мимо которого проплывали уж точно... Тут мы все-таки повернули обратно. Потеряв на этом не меньше часа светлого времени, что, вероятно, оказалось критичным.
Все-таки не час. Ну минут 30-40, я думаю.
Когда мы вплыли, наконец, в озеро, оставалось совсем немного времени до темноты, мотор периодически глох,
Желательно проверить память у участников похода. Сколько раз в первый день глох мотор? Мне кажется, что раз или два, нобуквально на несколько секунд, что несущественно.
а карта не хотела совпадать с территорией. Надо было пристать хоть куда - нибудь, что тоже было непросто, поскольку берега в основном попадались заросшие высокой болотной травой, ступив в которую проваливаешься - хорошо, если только по колено.
Мы решили, что пора искать место для ночлега и поплыли к ближайшему берегу с лесом. Потому что в основном берег был с кустарником. И вот там, где был лес, обнаружили проход, сделанный какой-то моторкой.
Заметив проход - вернее, проплыв в траве, мы двинулись туда. И обнаружили даже сколоченный кем-то стол и следы человеческой жизнедеятельности в виде кучи мусора. Однако воды кругом было не меньше, чем по щиколотку. "Да - философски заметил Гуру - в таком месте мне ночевать еще не приходилось". Но выбирать было не из чего . Кто-то до нас там уже явно ставил палатку, и мы, следуя примеру предшественников, нарубили жердей из растущих кругом чахлых берез, сложили их сначала вдоль, потом поперек, потом накидали сверху вышеупомянутой травы, и таким образом поставили две палатки. Внутри палаток - о чудо - было совершенно сухо, хотя в тамбуре - сплошная лужа. Впрочем "мы нарубили" - это в смысле "мы пахали". Я была занята в основном варкой гречневой каши и чая на газовой горелке. Отличная вещь - газовая горелка, доложу я вам! Слава Богу, что она у нас была, ибо развести костер в этой луже было нереально даже с помощью бензина. Надо заметить, что дети, видимо твердо уверенные во всемогуществе родителей, вели себя героически. Искушенная во множестве путешествий Юлек вела себя как по отношению к Арише как цивилизованный лидер, затеяла игру в почтовых собак, которые друзья и помощники человека, и вообще всячески старалась помочь. Аришин папа, укладывая березовые жерди в лужу на место будущей палатки, говорил только что позвонившей Аришиной маме:"Все нормально у нас, сейчас вот укладываемся." Бедный Барбадос дрожал, и согрелся, наверное, только когда устроился на ночлег в палатке между мной и Гуру.
А как же история с едва не перевернувшейся Щукой. Света решила отплыть от берега сама на байдарке, байдарка была вся забита вещами, причем не оптимальным образом - практически все вещи лежали сверху. Света и сама взгромоздилась верхом, а не внутрь , и поплыв, поняла, что не может справиться с течением. И чуть не перевернулась.
Когда утром мы отплыли от берега, мотор довольно скоро заглох и заводиться снова не хотел...
Ветер был сильным и на веслах мы не могли противостоять ему. Нас забросило в камыши к берегу, где с трудом, но нам удалось выбраться. Кто-то намочил ноги, провалившись по колено в болото, но на такие вещи мы уже не обращали внимания.
Гуру пытался его чинить, консультируясь по телефону с несколькими моторнолодочными экспертами...
Эксперт на самом деле был один. И он посоветовал, учитывая, что инструмента практически никакого нет, отвентить винт под поплавковой камерой карбюратора и слить отстой. Только предупредил, что винтик легко уронить в воду (дно болотистое, поэтому найти на дне ничего нельзя по определению), что чревато потерей работоспособниости мотора. Способ оказался правильным. Видимо, мотор переливал бензин, заливая свечи. В первые два раза я (извините, Гуру) это делал над водой, подставляя баночку, в которую после отворачивания падал винтик и сливался отстой. При этом с носа падали очки, так что рук не хватало. А потом он (Гуру) наловчился это делать по-другому. Мотор отстегивался и заносилсяв от лодку, где его держал папа М. В лодке процедура оказалась существенно проще.
Иногда чудо техники оживало, но ненадолго. ..В процессе обнаружилось, что ремнабор от мотора забыт в машине.... При этом на озере дул довольно сильный ветер и были заметные волны, поэтому отвязать байдарку и плыть по отдельности на веслах было опасно.
Нет, на лодке, если бы ее разгрузить, плыть было бы можно. Два гребца часа через 3-4 были бы в деревне. Еще час искали бы моторку, «согласившуюся» нас спасать. В общем, нам пришлось бы расстаться минимум на 5 часов. При этом мы уже были у совершенно заболоченного берега, так что оставшиеся 2 взрослых, 2 ребенка и непрерывно скуляшая собака сидели бы в лодке. Про собаку нужно пояснить, что ей хотелось на волю, чтобы побегать и согреться, но это было невозможно и поэтому Лене пришлось всю дорогу ее крепко держать. За что и пострадала - см. последний коммент. Ну, вот если бы начальником была я, то я бы пересадила всех людей и собаку в лодку, и оставила бы в лодке минимум вещей. А байдарку с вещами привязала бы где-нибудь в траве, постаравшись отметить это место. Чтобы не разделяться. Мне кажется, на одной лодке с четырьмя веслами мы бы выгребли. Или нет? А спасть надо было бы уже только байдарку с вещами.
А на сцепленном судне мы попросту не выгребали. Вернее, они не выгребали, потому что моей основной обязанностью было держать Барбадоса. При этом врнмя от времени мы слышали шум моторок, проезжающих по озеру, но привлечь их внимание к себе нам не удавалось - перекричать шум мотора нереально, а вполе их зрения мы долго не попадали. Вот тут-то мы пожалели, что не взяли телефона ни у кого из местных! Довольно долго мы стояли в бухточке среди болотной травы - так, что выйти из лодки невозможно, Гуру боролся с мотором и демонстрировал удивительное присутствие духа, а мы звонили болящему другу М. и прочим родным и знакомым кролика, пытаясь узнать телефоны ближайшего рыб-охот-хозяйства или местной администрации. Какие-то телефоны нам прислали, но ни один из них не отвечал... Впрочем, с чего бы телефону местной администрации отвечать в воскресенье. В конце концов одна активная подруга Вдохновительницы вызвала МЧС... И, честное слово, мне эта мера не показалась преждевременной. Но тут Фортуна на минуточку повернула
к нам лицо. Или Бог услышал наши молитвы. Каким-то образом мы выплыли на открытое место - не помню, то ли на веслах, то ли мотор на минуточку завелся
На веслах это было НЕРЕАЛЬНО. Ветер был слишком силен!
- и попали в поле зрения проплывающей моторки. Веселые люди с моторки показали нам выход в русло реки, который совсем был недалеко, и готовы были дотащить нас до этого русла на буксире. Но когда нас уже подцепили,
Нет, реально нас еще не подцепили. Надо еще заметить, что лодок за целый день было всего несколько - наверное, они проплывали раз в час. При этом было понятно, что вечером они плавать перестанут вовсе.
вредный мотор снова на минуточку завелся, так что моторка просто проводила нас до реки. А в реке - ветер меньше,
(вообще не было),
на берег возможно выйти,
НЕПРАВДА ваша. Место, где можно было выйти, было только одно. И мы около него остановились. Палатки ставили на твердой земле, это было счастье. Дождь кончился, на небе сияли звезды. - Про звезды - помню! Помню еще, была луна, которую мы сначала, когда она только вышла из-за горизонта, приняли за пожар где-то на противоположном берегу.
можно, хоть и медленно, передвигаться с помощью весел, и вообще - совсем другая жизнь. К счастью. вызов МЧС успели отменить, хотя друг М. очень смеялся, что зря мы упустили случай покататься на вертолете...
Этой ночью у нас - о счастье! - был костер, хотя развести его оказалось не просто даже с помощью бензина,
Бензином мы почти не пользовались. Как раз с помощью него мы пытались разжечь костер в первую ночь. Костер полыхал минут 5, потом наметво гас. И так несколько раз. Поразило, что нижние ветки елок, которые обычно бывают совсем сухие, здесь были все гнилые. А дрова во вторую ночь были следующие - сосна, распилинная пилой и расколотая топором на мелкие щепки. После 1,5 часов махания сидушкой дрова загорелись сами!
и приходилось почти все время поддерживать пламя посредством махания пенопопой... Ночью в палатке Гуру периодически вздрагивал и совершал резкие движения рукой. Утром он признался, что во сне продолжал заводить мотор...
Про клюкву, как легко заметить, все давно забыли. Зато за два с половиной дня путешествия нами было съедено полкило красной икры. Вот.
В понедельник проснулись в 6 утра, собирались при свете фонариков, потому что Гуру хотел сдать лодку в прокат до закрытия. И каким-то чудом это удалось, хотя в реке мотор работал минуты три, не больше, Субара при выезде застряла в той же самой луже, а Яндекс и навигаторы сулили пробки в Солнечногорске и на МКАД. Правда что касается клюквы - мы не имели времени даже на то, что бы купить ее по дороге, хотя банки с ягодами были зазывно выставлены на табуреточках едва ли не у каждого дома. Ну да ничего - на Теплостанском рынке клюквы, небось, тоже полно.
Во-первых, мы разделились и вторая машина «купила» клюкву и могла купить нам (первой машине). Во-вторых, надо отдать должное М., который из Москвы руководил нашим маршрутом из Твери в Люберцы, где распологался лодочный прокат. Без него мы бы не успели. - Гм, ну, если бороться за историческую точность, то надо еще упомянуть про последнее, мое личное, злоключение этого путешествия. Сдав мотор и лодку в прокат, мы радостно отправились в ближайший Макдональдс, чтобы переждать пробки и вообще расслабиться. Но мне расслабиться удалось не вполне. Вернее, удалось, но в другом смысле. После того, как я употребила внутрь новинку Макдональдса - ролл с креветками - нам, по дороге к моему дому, пришлось несколько раз останавливаться около других Макдональдсов и бензоколонок :(.
А теперь - несколько фотографий от Светы Лискиной и от Юлька, за что им большое спасибо!
Вот такие примерно пейзажи там были:
Вдохновительница и соблазнительница:
Юлек
Ариша
Аришин папа;
Гуру
Я думаю, никто из участников путешествия за клюквой не может похвастаться таким количеством портретов, как Барбадос.
Это фото следовало бы назвать "Любишь меня - люби и мою собаку"