Из недавно прочитанного. М. Е. Салтыков-Щедрин - "История одного города".

Oct 16, 2014 18:48


Предыдущая книга: Элия М. Голдрат, Джефф Кокс - Цель. Процесс непрерывного совершенствования.

С момента написания этой книги прошло уже почти полтора столетия, а ничего практически не изменилось.

Аннотация:

Великий русский сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был не только знаменитым писателем, но и вице-губернатором одного из провинциальных городов России. Ему довелось воочию наблюдать жизнь отечественной глубинки, которую он с непревзойденным сарказмом отразил в своем самом известном произведении - «Истории одного города». Истории и характеры жителей города Глупова писатель рассматривает через увеличительное стекло гротеска и черного юмора, уже много лет заставляя читателя смеяться и грустить над похождениями своих героев. Аллегорические сказки Салтыкова-Щедрина заставляют задуматься о странностях человеческой природы, ибо империи рушатся, технический прогресс семимильными шагами движется вперед, а люди… люди-то не меняются!




"- Мы люди привышные! - говорили одни, - мы претерпеть мóгим. Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех концов запалит - мы и тогда противного слова не молвим!
- Это что говорить! - прибавляли другие, - нам терпеть можно! потому мы знаем, то у нас есть начальники!
- Ты думаешь как? - ободряли третьи, - ты думаешь, начальство-то спит? Нет, брат, оно одним глазком дремлет, а другим поди уж где видит!"

"Одним словом, вопросы глуповцев делались из рук вон щекотливыми. Наступила такая минута, когда начинает говорить брюхо, против которого всякие резоны и ухищрения оказываются бессильными."

"Как ни велика была «нужа», но всем как будто полегчало при мысли, что есть где-то какой-то человек, который готов за всех «стараться». Что без «старанья» не обойдешься - это одинаково сознавалось всеми; но всякому казалось не в пример удобнее, чтоб за него «старался» кто-нибудь другой."

"Одним словом, произошло то, что всегда случается, когда просвещение слишком рано приходит к народам младенческим и в гражданском смысле незрелым."

"Но глуповцы тоже были себе на уме. Энергии действия они с большою находчивостью противопоставили энергию бездействия.
- Что хошь с нами делай! - говорили одни, - хошь - на куски режь; хошь - с кашей ешь, а мы не согласны!
- С нас, брат, не что возьмешь! - говорили другие, - мы не то что прочие, которые телом обросли! нас, брат, и уколупнуть негде!
И упорно стояли при этом на коленах. Очевидно, что когда эти две энергии встречаются, то из этого всегда происходит нечто весьма любопытное. Нет бунта, но и покорности настоящей нет. Есть что-то среднее, чему мы видали примеры при крепостном праве. Бывало, попадется барыне таракан в супе, призовет она повара и велит того таракана съесть. Возьмет повар таракана в рот, видимым образом жует его, а глотать не глотает. Точно также было и с глуповцами: жевали они довольно, а глотать не глотали".

"Народ, доведенный до вздыхания, - какого еще идеала можно требовать!"

"При таких условиях невозможно ожидать, чтобы обыватели оказали какие-нибудь подвиги по части благоустройства и благочиния или особенно успели по части наук и искусств. Для них подобные исторические эпохи суть годы учения, в течение которых они испытывают себя в одном: в какой мере они могут претерпеть. Такими именно и представляет нам летописец своих сограждан. Из рассказа его видно, что глуповцы беспрекословно подчиняются капризам истории и не представляют никаких данных, по которым можно было бы судить о степени их зрелости, в смысле самоуправления; что, напротив того, они мечутся из стороны в сторону, без всякого плана, как бы гонимые безотчетным страхом."

"Теперь этот взгляд значительно изменился, чему, конечно, не в малой степени содействовало и размягчение мозгов - тогдашняя модная болезнь. Смерды воспользовались этим и наполняли свои желудки жирной кашей до крайних пределов. Им неизвестна еще была истина, что человек не одной кашей живет, и поэтому они думали, что если желудки их полны, то это значит, что и сами они вполне благополучны"

Экранизация - "История одного города. Органчик"

image Click to view



"История одного города" Салтыков-Щедрин. Биография и творчество.

image Click to view



Из википедии:

«История одного города» вызвала массу толкований и негодований, что заставило Салтыкова-Щедрина ответить на статью известного публициста А. Суворина. Автор критической статьи «Историческая сатира», появившейся в апрельском номере журнала «Вестник Европы» за 1871 год, обвинил писателя в глумлении над русским народом и искажении фактов русской истории, не проникая в глубину замысла и суть художественного своеобразия произведения . И. С. Тургенев называл книгу замечательной и считал, что в ней отражена «сатирическая история русского общества во второй половине прошлого и начале нынешнего столетия».
М. Е. Салтыков-Щедрин знал, что «писатель, которого сердце не переболело всеми болями того общества, в котором он действует, едва ли может претендовать в литературе на значение выше посредственного и очень скоропреходящего». Тем не менее прежний интерес читающей публики к творчеству Салтыкова-Щедрина после публикации повести несколько угас.

обучение, Из недавно прочитанного, цель, совершенствование, чтение, Книги, Волжский

Previous post Next post
Up