Про педагогику и футбол

Jul 05, 2018 15:13

Залезла на "Сноб" почитать, что там понаписали про  ЧМ и наткнулась на  статью Димы Зицера, столь ж странную, сколько и характерную для него:

Что общего между происходящим на чемпионате мира по футболу и педагогикой

Я взялась за статью с большим интересам, ибо подобные мысли у меня самой в голове бродят, но меня постигло разочарование.  Статья посвящена реакции радикально настроенных патриотов на любовные романы на ЧМ, к которой совершенно топорно и за уши притянута педагогика:

Когда человек с детства оказывается зажатым между «я горжусь тобой» и «мне стыдно за тебя», он по понятным причинам теряет сам себя. И ему сильно повезет, если не навсегда. Ведь когда единственный ориентир - эфемерные чувства более сильного, тут уж не до осознания собственных ощущений, эмоций и желаний.
...

Почему я пишу об этом? Так это же на 100% про педагогику. То бишь про способы человеческого взаимодействия, про отношение к жизни, да и к любимым людям. Ведь представьте: если столь многие знают, как следует вести себя незнакомым женщинам, как же живется их близким, в частности, детям?

А еще, возможно, это повод поучиться. Невыносимой легкости бытия.

Статья совершенно в духе Димы: заболтать суть вопроса и вырулить на кривой козе на какие-то совершенно неочевидные и парадоксальные рельсы.  Дима Зицер - не только мой коллега, который остался в педагогике и сейчас работает с детьми, и с семейниками в частности,  но и  однокашник, хотя мы особо никогда не общались, не считая коротких встреч на конференциях по альтернативной педагогике. Некогда в середине-конце 80-х, он был частью легенды:  входил в педагогический отряд "Демиург" (который сам Дима называл не иначе как "демагогический отряд "Педиург", и это очень хорошо объясняет его дальнейшую профессиональную траекторию), знаменитый отряд креативных вожатых под руководством кумира моей вожатской юности - Татьяны Витальевны Гариной. Она   создала на базе одного из  лагерей в Ленобласти знаменитый "Город мастеров", из которого так или иначе выросли многие современные передовые педагогические техники - от тайминга до геймификации всего и вся. Это сейчас дело привычное и мейнстримовое - а тогда, на излете СССР, это было нереально круто. И "Апельсин" Димин, и многое, что в нем происходит, и самое ценное в его книгах - все это родом из "Города мастеров". Я в ГМ не принимала участия, я только у Гариной училась, но 2 лета по 2 смены  мы в лагере "Мередиан" по методике Гариной провели, и она (эта метоика) работала как часы (проверено собственным горбом и нервной системой). Основой метода Гариной (создание "Города мастеров" на помойке) был напряженный тайминг (детям дают минимум свободного времени или не дают вообще) и одновременное привлечение детей к разнообразным четко распланированным и гармонично сбалансированным творческим занятиям - от подготовки к смотру строя и песни (дрессура и муштра) до ролевых игр и театральных постановок.  То есть, "Город мастеров" (и наш лагерь)  представлял собой гремучую смесь жесткого вожатского авторитаризма, с одной стороны, с парадоксально вырастающими на его основе пионерским самоуправлением и демократией, с другой; сочетание идеологической догмы (строгий комсомольский активизм в духе "комиссаров в пыльных шлемах") со свободой  выражения, творчества и игры... Как оказалось эта гремучая смесь не вызывала никакого сопротивления со стороны детей, они заглатывали ее безо всякой рефлексии. Разумеется, в первые дни смены у них возникали определенные вопросы - а почему нет свободного времени, а почему надо четко  соблюдать расписание, почему именно эти занятия и именно с таким содержанием, и т.д. и т.п., но  стоило им "поймать поток" и почувствовать кайф от разнообразной, плодотворной и  насыщенной смыслом деятельности, осуществляемой _вместе_со старшими наставниками, которые при этом  яркие, хариматичные личности, и им при этом есть дело до каждого из них, как последние возражения пропадали и дальше дети и вожатые начинали совместное творчество окружающей их реальности, обмениваясь  в процессе невероятной силы и яркости эмоциями. С тех пор я совершенно спокойно отношусь как к авторитаризму, так и к либерализму в педагогике и прекрасно умею дозированно сочетать одно с другим так, что это вызывает у детей настоящую эйфорию и сильное притяжение ко мне лично (которое приходилось пресекать в особо тяжких случаях, и вот поэтому я теперь выбрала семеную педагогику и взаимодействие с детьми через родителей, а не с детьми напрямую). А вот крайние полюса этого педагогического тандема, которые сейчас преставлены официальной школой и анскулерами, мне совершенно не близки и непонятны. Объясню почему это не шизофрения: с моей точки зрения подлинная, настоящая свобода возможна только на жестком каркасе дисциплины, труда и самограничения. Иллюзорная свобода гениального поэта, балерины или музыканта  - это видимая вершина айсберга, который  на 70% состоит из дисциплины и постоянного жесткого тренинга. Без них  на выходе получается не красота и свобода, а расхлябанность и бесформенность (отсутствие образа, недообразованность). При этом, если нет никакого полета, игры и эмоций, если все только к пахоте и поту и сводится - тоже не будет  ни красоты, ни свободы, одна техника. Последнее про школу, но я не о ней, а о  Диме Зицере, который с этой точки зрения  - не педагогический демирг, а демагогический педиург, ибо ни один вменяемый  педагог/родитель  да и просто ни один вменяемый взрослый не будет отрицать значение норм, правил и ограничений, в том числе культурных и этических, с таким легкомыслием, с каким это делает он.  Вот что он сделал в своей статье? Взял из нынешнего чемпионата самую малозначительную деталь (в данном случае -- осуждение краткосрочных интернациональных романов со стороны некоторых особо "патриотически" настроенных граждан), и утвердил на ее основе  свой основной педиургический принцип "невыносимой легкости бытия", которой, оказывается, "нужно учиться". Нет, я понимаю, что это принцип прекрасно продается в наше время (учебный год в "Апельсине" стоит полмиллиона рублей, на минуточку). И я даже ничего не имею против, почему нет, раз есть спрос.  Мне просто жалко, что связь педагогики и футбола вообще и нынешнего чемпионата в частности не исследована так, как она того заслуживает. И я сейчас попробую это сделать,  записав свои мысли по поводу футбола и заменив при этом слово "футбол" на слово "педагогика". Посмотрим, сохранится при этом верность утверждений.

1. Педагогика (как и футбол)  результативна тогда, когда она порождает сильные и чистые эмоции у всех участников процесса, в первую очередь - у педагога (ученик заражается эмоциями учителя). Если педагогика скучна, уныла и невыразительна, она, чаще всего, безрезультатна. В этом смысле эмоции, сформулированные как "я тобой горжусь"и "мне стыдно за тебя" - вполне валидны, так же как и "я разочарован тобой", " и  "я в восторге от тебя" - почему нет? ПРичем валидна в обе стороны - и в сторону учителя, и в сторону ученика.  Эмоции "а пофиг, что там из тебя получилось" в пеагогике (как и в футболе) неуместны. Педагогическая индифферентность, называемая "педагогикой приятия" , выражаемая в максиме "я все равно тебя люблю", на самом деле к педагогике (т.е. в переводе с греческого, "детоводительству") отношения не имеет. Как и к  футболу. Если футбол вызывает эмоции типа "выиграли, проиграли, сыграли вничью - безразлично", то с этим футболом что-то не так.

2.  Педагогика результативна тогда, когда она объединяет всех участников процесса (собственно, это следствие п.1).  Если педагог и ученик(и) захвачены единым процессом, если они - команда,  у них с вероятностью все получается. Если каждый из них сам по себе, преследует какие-то свои личные и к педагогике не имеющие отношения цели (например,  самоутверждается за счет другого) - с вероятностью, нет. Те, кто смотрят нынешний ЧМ (да и любой другой) прекрасно видят, наколько важно играть именно командой. Сборные, делавшие ставки на "звезд", уже покинули  чемпионат, а те, которые пока остались, сделали это отнюдь не благодаря своим лучшим игрокам и их феноменальной сольной игре.

3. Педагогика результативна тогда, когда она строится на основе четких, известных всем участникам процесса правил, которые не зависят ни от учителя, ни от ученика. Не учитель придумал эти правила. Они возникли давным-давно. Они могут понемногу меняться под влиянием культурно-исторического процесса, но никакие волютнтаристские вмешательства в их основной свод невозможны. Педагогика (как и футбол) без правил - не педагогика, а цирк или балаган. Дай каждому из футболистов по мячику, сделай каждого и них тренером или убери из команды тренера вообще - пусть игроки играют как хотят или как им больше нравится - и все, никакой игры нет. Но разве  педагогика не сложнее футбола? Так почему в ней возможно призывать к отсутствию правил и руководства со стороны взрослого или равенство учителя и ученика?

4. Педагогика результативна тогда, когда выстраивается на основе долгосрочных стратегических и краткосрочных тактических целей. Пока таких целей нет - мы имеем  вялый и бесформенный процесс, какой имели 30 или больше лет в нашем футболе. Ну очевидно же, что стратегической целью нашей команды на этом ЧМ была победа (и неважно, насколько эта цель реалистична - главное, что она устанавливает планку не на уровне "важно поучаствовать", а на уровне "важно победить"). Победа в педагогике - переменная величина. Для кого-то это ребенок, получивший красный диплом и 400 баллов на ЕГЭ,  для кого-то - ребенок, преодолевший внутренние ограничения и ставший ответственным, энергичным и этичным взрослым, для кого-то - и то и другое и можно без хлеба. Цели разные, сратегии разные, тактика разная. А то, что считается целью, стратегией и тактикой  сейчас - "пусть сам решит что ему нужно" и соответствующее антипедагогическое поведение "пусть делает только то, что хочет и тогда, когда захочет, а мы не будем вмешиваться" -  тоже, конечно, приводит к результату (никакое поведение не может оставаться безрезультатным), но этот результат будет положительным, а не отрицательным с такой же вероятностью, с какой выиграют матч игроки, играющие  по "наитию"и ведомые исключительно собственным желанием ( не буду я никому мяч пасовать, хочу им наиграться... опаньки, отняли мяч).

В этих 4 пунктах заключается связь межу футболом и нынешним чемпионатом и педагогикой на мой субъективный  взгляд по свежим впечатлениям от ЧМ-2018.  И эти же 4  пожелания я хочу напоследок адресовать тем девушкам, о которых написал свою странную статью Дима Зицер: я желаю вам эмоций, единства, игры по правилам, целей, стратегии и тактики. И тогда это будет любовь на всю катушку, а не за три копейки, и пусть весь мир подождет.

homeschooling, мысли вслух, психология, педагогика, образование, психоложество

Previous post Next post
Up