True homeschooling

Dec 15, 2015 13:36

Мой  пост о прекращении практики беспрепятственного зачисления в 277 школу вызвал большой резонанс, причем некоторые читатели поняли его  неверно - как признак того, что земля налетела на небесную ось, шеф, все пропало семейное образование будет запрещено. Это, конечно, ерунда. Ограничение приема семейников в 277 школу - безусловно, досадное обстоятельство, но отнюдь не конец света. В конце концов, это всего лишь одна школа из сотен в Питере и сотен тысяч в России. Никто и ничто не мешает обратить наконец свое внимание и усилия в нужном направлении - вернее, в нужнЫХ направлениЯХ - потому что возможных путей больше, чем один.

ЦОДИВ никуда не делся, принимает клиентов. в том числе иногородних, но условия приема и выдачи аттестатов в ЦОДИВ мне не известны. Вы вполне можете их выяснить самостоятельно. Принимают клиентов и другие российские дистанционные школы - экстерн-офис Битнера и Международная школа завтрашнего дня. Условия также нужно узнавать у них. Но эти пути - для тех, кому финансы позволяют. Если они не позволяют - тогда имеет смысл попробовать заключить договор со школой по месту жительства. Вполне вероятно, что это даже получится с первого раза - грамотность представителей школьных администраций потихоньку растет. Но ваше семейное образование в обоих этих случаях не будет таким, как вам бы хотелось, потому что прикрепленный к школе семейник обязан проходить промежуточную аттестацию в соответствии с учебным планом школы, и содержание и частоту аттестаций будет также диктовать школьная администрация. Вы, конечно, можете попробовать добиться аттестации по индивидуальному учебному плану - если сможете этот план грамотно составить и аргументированно защитить его необходимость - однако это потребует от вас правовой подгованности, ораторских способностей, смелости и упорства. Но даже семейное образование с регулярной аттестацией по ИУП - это еще не тру хоумскулинг. Это, безусловно, достойный уважения компромисс между школой и семьей, но все-таки не "чистое семейное образование", о котором речь пойдет ниже.  На такие компромиссы имеет смысл идти тогда, когда прикрепление к школе  может дать семьям некие дополнительные "плюшки" - льготы на транспорт, бесплатные учебники, компенсации и т.д. При необходимости, свободу можно продать - если за это хорошо заплатят или хотя бы дадут гарантию удобства и безопасности (простите за цинизм, но дети его оправдывают).  А вот если семеники не получают от государства ничего, кроме новых и новых тягот и повинностей, и даже если получают - но объем тягот и повинностей начинает существенно перевешивать объем благ  - тогда стоит как следует задуматься о том, чтобы перестать искать  компрмисс и разработать совершенно другой план .

Этот план очевиден и давно обсуждается - вообще  не прикрепляться к школе и не проходить промежуточную аттестацию до 9 класса. Это, безусловно, рискованно, но совершенно законно, о чем сейчас говорят уже не только заинтересованные семейники, но и незаинтересованные чиновники. Наиболее подробно и аргументированно  такая позиция была зафиксирована во "вражеском" журнале "Директор школы" уже больше года назад:

В каких случаях и как часто учащиеся, получающие образование вне образовательной организации, обязаны проходить промежуточную аттестацию?

Прохождение промежуточной аттестации учащимся, получающим образование вне образовательной организации, является его правом (ч. 3 ст. 17 Закона), а не обязанностью, поэтому он, в принципе, вообще не обязан проходить промежуточную аттестацию.

Однако в связи с тем, что для получения аттестата об основном общем образовании необходимо прохождение государственной итоговой аттестации, к которой допускаются учащиеся, не имеющие академической задолженности за 9-й класс (п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394), прохождение промежуточной аттестации в 9-м классе становится необходимым для тех учащихся, которые имеют желание получить аттестат об основном общем образовании.

В том случае, когда учащийся имеет желание получить аттестат о среднем общем образовании, ему необходимо пройти государственную итоговую аттестацию, к которой допускаются учащиеся, не имеющие академической задолженности за каждый год обучения (п. 9 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400), поэтому прохождение промежуточной аттестации в 10-м и 11-м классах становится необходимым.

С учетом сказанного прохождение промежуточной аттестации является обязательным только для учащихся 9-х (10-х и 11-х) классов, претендующих на получение аттестата об основном (среднем) общем образовании, а для учащихся 1-8‑х классов прохождение промежуточной аттестации не является обязательным.

При этом следует иметь в виду, что форма, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации самостоятельно устанавливаются образовательной организацией (п. 10 ч. 3 ст. 28 Закона) и закрепляются в локальном нормативном акте (ч. 2 ст. 30 Закона), принимаемом с учетом мнения совета учащихся и совета родителей (ч. 3 ст. 30 Закона), который обязательно размещается на официальном сайте образовательной организации в свободном доступе (пп. «д» п. 2 ч. 2 ст. 29 Закона). А это значит, что если учащегося или (и) его законных представителей не устраивают сроки, формы или порядок прохождения промежуточной аттестации, они не вправе требовать от образовательной организации конкретных, удобных именно им, сроков, периодичности и форм промежуточной аттестации, но они вправе выбрать для прохождения промежуточной аттестации другую образовательную организацию, сроки, формы и порядок прохождения промежуточной аттестации в которой их устраивают.
Это только одна, наиболее важная для всех нас, цитата из более объемной статьи, которую рекомендуется не только прочесть (и выучить наизусть аргументацию), но и распечатать, подшить в папку с другими цитатами из российских законов и подзаконных актов и носить с собой на встречи со всевозможными чиновниками разных инстанций  для их усмирения и приведения в чувство. Потому что подобное (усмирение и приведение) потребуется проводить еще долго (хотя как повезет, разумеется). Тем не менее, "тревожная папка" со всевозможными нужными документами должна быть заведена каждым семейников, отважившемся уйти в "свободное плавание".
Я попросила  Павла Парфентьева, эксперта по правовым вопросам в области семейного образования, прокомментировать статью в "Директоре школы" и Павел сделал несколько важных дополнений к вышеприведенной статье (их бы я тоже сохранила в "тревожной" папочке):

В соответствии со ст. 44 ч. 1 Закона, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. В соответствии с действующим законодательством, для выбора родителями получения детьми общего образования в форме семейного образования (самообразования) согласие или разрешение органа управления образованием или образовательной организации не требуется, указанное право реализуется в заявительном порядке. Создание препятствий к получению ребенком общего образования в форме образования или форме обучения, законно избранной для него родителями (законными представителями) может рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.57 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций»). При этом государственная семейная политика Российской Федерации исходит из презумпции добросовестности родителей в осуществлении родительских прав ((«Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р).
В связи с этим следует иметь в виду, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся не обязаны объяснять или обосновывать принятое ими решение.

Это, безусловно, так - но на практике родителям приходится объяснять и обосновывать принятое решение слишком часто. Поэтому я настоятельно советую все-таки подготовиться.

Еще одно важное дополнение:

Следует иметь в виду, что несовершеннолетние обучающиеся, получающие образование в форме семейного образования или самообразования не относятся к числу несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, выявление и учет которых в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ относится к обязанностям органов, осуществляющих управление в сфере образования, и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, поскольку их право на получение образования реализуется в предусмотренной законом форме.

Учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, в соответствии со ст. 9 ч. 1 п. 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ведут органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, на территории которых проживает ребенок. В связи с этим орган местного самоуправления обеспечивает ведение реестра детей, подлежащих обучению и не обучающихся в образовательных организациях, в связи с выбором формы получения образования вне таковых, в том числе выбравших форму получения образования в форме семейного образования или самообразования.

Это очень важный момент, и именно он, по идее. должен давать родителям-семейникам гарантию безопасности в случае ухода  "в свободное плаванье". Все, что нужно им для того, чтобы обезопасить себя и детей от назойливого внимания соцслужб - это уведомление местного отдела образования. Если ваш ребенок поставлен на учет в отделе образования -  соцслужбам в вашей семье делать нечего. Проблема может возникнуть только у тех семей, которые уведомление по форме не послали - и им, безусловно. следует озаботиться и выполнить все формальности, требуемые от них законом для их же собственной безопасности.
Едем дальше.

Обучающиеся в форме семейного образования или самообразования как таковые не входят в контингент учащихся образовательной организации. Таким образом, при выборе родителями несовершеннолетнего обучающегося, ранее получавшего образование в образовательной организации, формы семейного образования или самообразования, родителям, одновременно с направлением соответствующего уведомления в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) целесообразно подать в образовательную организацию заявление об отчислении обучающегося из образовательной организации. Это позволит избежать ошибочного отнесения указанного обучающегося образовательной организацией к числу обучающихся, не посещающих занятий без уважительных причин.

Вместе с тем, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе, при выборе семейного образования или самообразования, одновременно с соответствующим уведомлением органа местного самоуправления муниципального района (городского округа), подать в образовательную организацию, к которой ранее получал образование несовершеннолетний обучающийся, заявление о его зачислении в данную организацию в качестве экстерна для прохождения промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации.

Это также серьезный момент, на который необходимо обратить серьезное внимание: если ваш ребенок просто перестает ходить в школу без объяснения причин и без  документального оформления "развода", такой ребенок превращается в головную боль для директора, который не может отчислить такого ребенка. Что в этом случае делает директор? Перекладывает свою головную боль на другую инстанцию - уведомляет опеку, которая уже начинает копать под семью. Так что, во избежание проблем - делайте все по-человечески, то есть честно и последовательно, с соблюдением всех формальностей. И тогда потом не придется отбиваться от опеки, КДН и прочей нечисти и не придется сетовать на то, что вам ни за что ни про что впаяли предупреждение по статье 5.35 со всеми вытекающими.

И наконец, последний важный момент:

Право выбора организации для прохождения промежуточной аттестации несовершеннолетним, обучающимся в форме семейного образования (самообразования) принадлежит родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося. При этом, в соответствии со ст. 67 Закона, в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Следует учитывать, что правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. Из этого следует, что каждая муниципальная образовательная организация обязана обеспечить возможность прохождения промежуточной аттестации обучающимися в форме семейного образования или самообразования, проживающими на территории, за которой указанная организация закреплена.

Эта цитата касается рокового момента, когда тру семейник по достижении его ребенком/детьми соответствующего возраста возвращается из "свободного плавания" и собирается "кинуть якорь" в каком-нибудь близлежащем "порту" (прикрепиться к школе для аттестации, сперва промежуточной - за 9 класс, затем итоговой). Тут нужно тоже быть готовым к тому, что распростертыми объятьями, цветами и шампанским вас встречать в этом месте вряд ли будут. Потому что школьной администрации совершенно не нужны невесть откуда взявшиеся подростки, которые где-то болтались 9 лет, а теперь, гляньте-ка, явились за аттестатом, наивные такие. Надо быть морально готовыми к тому, что директор школы, скорее всего,  сделает все от него зависящее для того, чтобы избавиться от нахальной хоумскулерской семьи, свалившейся на его голову из ниоткуда и грозящую порчей статистики по ГИА - и в первую очередь, прибегнет к излюбленному аргументу про отсутствие свободных мест. Поэтому надо заранее подготовиться к этой ситуации и начать осаду школы заблаговременно, не менее, чем за год до времени "Ч". Познакомиться с директором, завучем, познакомить их с ребенком, с результатами самостоятельного обучения (каковые, безусловно, должны быть в той или иной форме) - в общем, всячески засвидетельствовать свою вменяемость и адекватность. Самый худший вариант - явиться на аттестацию за 9 класс в феврале или еще позже и начать ее требовать в невежливой форме. В этом случае шансов на благополучный исход ситуации, действительно, маловато, и даже последующее неминуемое обращение в управление образования вряд ли поможет разрешению конфликта в пользу семьи. Даже если какая-то школа и примет такого ребенка на аттестацию - уверена, что она сделает все возможное для того, чтобы его завалить и не допустить до ГИА. Опять же, повторяю, во второй раз (и еще готова 10 раз повторить): все нужно делать по-человечески, т.е. по закону (раз), заблаговременно (два), с учетом законов человеческой психологии (три) и, в особенности -  рефлексов сознания чиновников,  из которых главный - перестраховаться и перестраховаться еще раз.  Для чиновников семейники всегда будут проблемой, занозой в заднице, поэтому в общении с ними нужно быть максимально вежливыми,  аккуратными и корректными. При этом нельзя и забывать о чувстве собственного достоинства. которого у любого хоумскулера должно быть с избытком (если,  конечно, семейное образование действительно добросовестно осуществлялось). Об этом наши родители (не все, конечно) частенько  забывают, и на встречах ведут себя двумя одинаково провальными способами: либо заискивающе-виновато, либо агрессивно-враждебно. Оба эти "коммуникативных мода" одинаково провальны. Ни в коем случае нельзя так себя вести с чиновниками. Вы должны быть позитивны, доброжелательны и уверены в себе. Я знаю, что это сложно - но это абсолютно необходимо, если вы хотите. чтобы  ваше "свободное плаванье" завершилось благополучно.

Последнее, о чем осталось упомянуть - это формальности: где взять  образцы уведомления и заявления о выборе семейной формы.  Во-первых, можно взять на сайте МОО "За права семьи", статья Парфентьева на эту тему не устарела до сих пор, ее как минимум стоит прочитать всем, кто еще не читал и перечитать тем. что когда-то читал и забыл. Еще можно взять тут: https://yadi.sk/i/TYKAHljumEqcL, это более свежие образцы.  Вроде обо всем , что важно, я написала. Если что-то забыла - спрашивайте, дополню.

семейное образование, семья, школа, homeschooling, образование

Previous post Next post
Up