Рэй Харфорд - английский журналист и музыкант, издатель рэгги-журнала Small Axe, автор книг More Axe, Small Axe Guides, Small Axe Files.Ниже перевод его статьи «Dancehall Style» - обзор ключевых персонажей рэгги-музыки первой половины 80ых, времени, которое принято называть Дансхолл эра.
О рэгги начали писать еще в начале 70-ых, - любимой темой критиков были всевозможные трансформации, которые претерпевала ямайская музыка.
Чаще всего обсуждали то, как Ска превратилось в Рок-стэди: действительно ли это произошло в 65-ом, когда лето на Ямайке было особенно жарким, и музыканты больше не могли играть скоростные ска-ритмы? Почему Рок-стэди продержалось всего пару лет? Появился ли Рэгги в результате еще большего замедления ритмов Рок-стэди? А может, ритм замедлился тогда, когда на Ямайке появились первые Ди-джеи?..
Мы уже знаем, что продюсер Банни Ли вдохновлялся Philadelpia International, американским звучанием соул-музыки, когда в середине 70-ых придумал стиль «Flying Cymbal»… Мы знаем, что стиль «Rockers», по признанию барабанщика Слая Дунбара, берёт начало из музыкальных видео «WattStax» и «Soul To Soul», которые в своё время произвели на него неизгладимое впечатление…
Однако если речь заходит об истоках стиля «Dance Hall», гипотезы выдвигаются самые неоднозначные, и суть споров вовсе не в обсуждении нюансов его звучания.
Общеизвестно, что новаторские ритмы Дансхолла впервые проявились в пассажах Стайла Скотта (Style Scott), барабанщика и основателя группы Roots Radics. По свидетельству продюсера Адриана Шервуда, Скотт в конце 70-ых стал отходить от стиля «рокерс», предпочитая делать акценты на сильные доли ритма. Однако, поскольку в то время он играл в Creation Rebel, английском составе гастрольного бэнда Принса Фар-Ая, аудитория, которая могла оценить его мастерство, была весьма небольшой. Поэтому вряд ли барабанные эксперименты Скотта в 1978-ом сами по себе могли вызвать какой-либо существенный резонанс в музыкальной среде, а уж упомянутое предпочтение играть «в аккорд» и подавно…
Style Scott
Зато оказываются важными другие детали, - например то, что музыканты Слай Дунбар и Роби Шекспир в это время оба садятся на диету и вкладывают все свои деньги в постройку собственного лэйбла Taxi. Это означает, что группа Revolutionaries, наиболее востребованный студийный коллектив 70-ых, на время отходит от дел. Студия Channel One, оставшись без своих сессионных музыкантов, перестраивается с 8-ми на 16-ти-канальное оборудование, и планирует набрать новый коллектив. Jo Jo Hookim, один из братьев Хуким, которым и принадлежит студия, поначалу нанимает Soul Syndicate, очень талантливую сессионную группу из района Гринвич Фарм. С ними он записывает «Deeper Roots» - альбом вокального трио Mighty Diamonds, который вскоре выходит на Virgin's Front Line. Это был очень неплохой альбом, но чего-то в нём явно недоставало. Некоторые считали, что причина неуспеха кроется в модернизации оборудования студии, - переход с 8-ми на 16-ть каналов может повлечь за собой серьёзные проблемы, как это было, например, в случае студии Randy's.
Однако настоящая проблема была глубже, и студия Channel One смогла решить её, только когда на пороге появился продюсер Henry «Junjo» Lawes и новый студийный коллектив Roots Radics. С этого момента можно начинать отсчет Эры Дансхолла.
По факту это была та же самая Рэгги-музыка, и вокруг нового стиля сразу возникло много недоразумений. Практически каждый музыкант, вовлечённый в новое движение, до сей поры был незнаком публике, и это вносило большую путаницу.
Окончательно все были сбиты с толку, когда были изданы сразу два альбома одного и того же артиста, - конечно, сейчас этим уже никого не удивишь, а тогда это воспринималось как что-то из ряда вон выходящее. Американский релиз появился чуть раньше и назывался «Bounty Hunter», английский вышел на лэйбле Burning Sounds и назывался «Shine Eye Gal». На американском издании продюсером значился Papa Life, на английском - Henry «Junjo» Lawes.
Автором пластинок был молодой певец Barrington Levy, и хотя в то время он был совершенно никому не известен, альбомы сразу же размели подчистую. Его вокальная манера была достаточно самостоятельной, хотя при желании в ней можно было обнаружить некоторые приёмы известных вокалистов, и проследить кто оказывал на Баррингтона наибольшее влияние. Тексты к песням он писал сам, но главным в дебютных пластинках было совсем не это.
Слушатели раскупали альбомы из-за нового саунда - Roots Radics (кстати на «Bounty Hunter» они назывались The Channel One All Stars, а Стайл Скотт там даже не упоминался) играли известные ритмы в необычайно свежей манере. Эти ритмы отлично дополнял мощный мелодичный голос Баррингтона. На альбомах можно было найти новые версии таких рэгги-хитов как «Moonlight Lover» и «Skylarking», которые были довольно радикально переосмыслены, - некоторые строчки из текстов исчезли или были заменены новыми. Пожалуй, именно этот прием стал наиболее характерным для стиля Дансхолл, - такой формулой «адаптации» и «стилизации» впоследствии год за годом, снова и снова пользовались самые разные вокалисты и ди-джеи. Эта традиция берёт своё начало из саунд-системных сессий, и многие считали, что только там, на танцполах, она и может быть уместна.
Надо сказать, что в интерпретациях старых музыкальных стандартов как таковых не было ничего революционного, - в мировой музыке эта практиковалось весьма широко. Но почему тогда эти новые песни, с добавлением или изменением (в зависимости от того, что позволял оригинал) какой-нибудь строчки в тексте, вызывали такую живую реакцию, а иногда даже упрёки в адрес нового стиля?
Возможно, причина кроется в тех процессах, которые происходили до появления Дансхолла. В свое время «культурная революция» способствовала появлению большого числа замечательной музыки и текстов, где упор делался на философию протеста и «жизненные» темы. С середины 70ых вплоть до времени появления Дансхолла рэгги утверждался в качестве «музыки сопротивления». Напротив, новый стиль многими был воспринят как декадентское движение, уходящее от бунтарства и борьбы куда-то совсем в другую сторону. Справедливости ради, стоит сказать, что нет ничего более далёкого от правды.
Дансхолл пришел от тех же «sufferers», «мучеников», он рассказывал о реальной жизни. Из 10 вещей с «Bounty Hunter» было только два кавера, а самостоятельные тексты Баррингтона были наполнены «культурным» содержанием и жизненной лирикой. Однако, этому не придали значения. Зато бросалось в глаза, что в Дансхолле слишком много чужих ритмов, и слишком много переработок. «Bounty Hunter»/«Shine Eye Gal» вывели общую ситуацию из равновесия. Эту пару альбомов можно рассматривать как очередной «Catch A Fire», - один из важнейших ключевых шагов в музыке. К сожалению, в общей массе слушатели восприняли многоплановый новаторский посыл альбомов довольно однобоко…
Продюсеров в ямайской музыке никогда не переоценивали. К тому же, зачастую это были жадные до наживы «денежные мешки», которых музыка интересовала далеко не в первую очередь. Но иногда среди них попадались люди, искренне желающие совершить музыкальный прорыв.
Ярким примером тому был Henry «Junjo» Lawes. С 1979 по 84-85 каждому, кто работал с Джунжо, был обеспечен хит. За это время он открыл больше новых талантов, чем кто-либо другой, - в их числе были как певцы, так и ди-джеи. Он заявил о себе, открыв новое имя - Баррингтон Леви, - и, покидая сцену в 1984-85, опять открывал новую звезду - Coco Tea. Оба вокалиста несомненно ярчайшие таланты, и за свою карьеру Джунжо открыл ещё немало других.
Henry «Junjo» Lawes
В 84/85 Джунжо попадает в американскую тюрьму, а в 1990 выходит на свободу. Саунд-система Volcano, владельцем которой он являлся, была одной из лучших на острове, и когда она прекратила свое существование, ямайская музыка понесла большую невосполнимую потерю. Без сомнения, Джунжо имел огромный потенциал, который мог бы и дальше реализовывать в музыке.
Ещё один человек, сыгравший неоценимую роль в становлении Дансхолла, это Mikey Dread. Посредством своей регулярной радиопередачи «Dread At The Controls» на JBC он принес саунд-системы в дома ямайцев, а оттуда уже в виде кассетных записей рэгги расходился по всему миру.
Mikey Dread
За небольшой промежуток времени Майки организовал мощное движение на JBC, которое притягивало многих талантливых музыкантов. Майки вскоре открывает собственный лэйбл Dread At The Controls, и с 1978 года он стремительно набирает популярность. Помимо издания работ таких вокалистов как Edi Fitzroy, Hopeton Lindo, Rod Taylor и других, Майки выпускает на лэйбле свои дабовые эксперименты, и они тоже пользуются спросом.
В 1979-80 гг он начинает сотрудничать с Рутс Радикс, активно издает их работы на 12-тидюймовых пластинках в Англии. В течение следующих нескольких лет были записаны громкие хиты для таких артистов как Earl Sixteen, The Ovations и Junior Murvin. Соавторство Майки и Рутс Радикс помимо всего прочего разрушало впечатление будто Дансхолл это саунд одного продюсера, нечто такое, что по определению не может оставаться надолго.
Быстрому росту популярности Дансхолла способствовал ещё один человек - молодой звукорежиссер Scientist. Он начинает карьеру в студии King Tubby’s, одновременно подрабатывая на Studio One у Coxsone Dodd, а затем переходит на Channel One. Своим «научным подходом» он отвергает старые устоявшиеся формулы и пытается переосмыслить основы и традиции даб-миксинга. Scientist исследует басовые тембры так, как настоящий ученый рассматривает атом. Он точно знает, что можно и что нужно с ними делать.
Звучание задисторшеннной басс-гитары произвело такую же сенсацию, как эффекты эхо и реверб десятью годами ранее. Саянтист, как в свое время Tubby и Jammy, становится в своём ремесле необычайно востребованным, - в это время каждый рэгги-лэйбл считает своим долгом записать эксклюзивный альбом его дабов.
На передовой ямайской музыки снова были Барабан и Басс. Дансхолл делал свои первые шаги, а на музыкальном небосводе ярко светила звезда Баррингтона Леви. Но, как на ночном небе звезда никогда не бывает одна, так и в рэгги вскоре засияли ещё три звезды. Sugar Minott, Johnny Osbourne и Freddie McGregor, - все трое не были новичками в музыке.
Особенно богатую биографию имел Freddie McGregor. Он был совсем юным участником группы Clarendonians вместе с Ernest Wilson и Peter Austin ещё в то время, когда на танцполах Кингстона было популярно Ска. С середины 70ых он записывался на разных студиях, для разных продюсеров, в-основном весь его материал был выдержан в очень мягких тонах. Поначалу Фрэдди старался стилизовать звучание своего голоса под Johnny Mathis, однако со временем нащупал собственный стиль.
Первой ступенькой стал альбом «Freddie McGregor» для Niney The Observer. Сразу после этого, одна из его классических работ издается на Studio One. Но лучшим и самым популярным альбомом становится «Big Ship» для Linval Thompson, который выходит на английском Greensleeves в 1983 году.
Johnny Osbourne тоже начинал в группе - она называлась The Sensations и играла в поздние 60е - ранние 70е под опекой Duke Reid и Winston Riley. После отъезда на новое место жительства в Канаду, где Джонни возглавлял коллектив под названием Ishan People, он возвращается на Студио 1, и уже на исходе 70ых записывает там новый материал. Музыка, которую он делал вместе с Коксон Додд, была высочайшего качества, тем не менее особой популярности она ему не принесла. Положение стало существенно меняться с 1979 г., как только он начал работать с Кинг Табби. Затем последовало сотрудничество с Джунжо, и, наконец, с Linval Thompson. Побочным результатом этой гиперактивности стало то, что все эти три альбома вышли практически одновременно. Хотя они продавались очень хорошо, Джонни Осборн привлек к себе слишком много внимания сразу. Издание альбома «Truths & Rights» для Студио 1 давало его карьере хороший толчок, и он мог бы вести студийную работу в менее напряжённом режиме, но Джонни оставался очень активным. Он выдает еще один большой хит в 1983 году - «Water Pumping» для King Jammy’s, и закрепляет успех супер-хитом в следующем году - «In Your Area», опять для Джаммиc.
Работа в вокальной группе The African Brothers послужила отправной точкой для вокалиста по имени Sugar Minott. После распада группы Шуга записывается на Студио 1. В 1978 он уже имеет в своем багаже один альбом, - первая работа «Live Loving» была издана на Студио 1, на Ямайке и в Англии одновременно. Это открыло для артиста большие перспективы, особенно в Соединенном Королевстве. Однако поворотным для него оказывается сотрудничество с Кинг Джамми, - новый альбом «Bitter Sweet» дает карьере исполнителя такой толчок, о каком он мог только мечтать..
Помимо прочего, Шуга прикладывает массу собственных усилий, записывая замечательные синглы. Казалось будто он всегда находится в разъездах, распространяя своё творчество по всему миру. В Нью-Йорке он активно записывается для Wackie's, одновременно успевает плодотворно работать с Youth Promotion на Ямайке, - саунд-системой и лэйблом, через которых он на протяжении многих лет популяризировал продукцию талантливых певцов и ди-джеев.
Вторая половина статьи здесь:
http://digimanselector.livejournal.com/4573.html Статья - Ray Hurford, 1991
Адаптация - Digiman