На самом деле я уже была передумала писать пост, который я сейчас таки напишу. Хоть фото и были специально собраны, недавно наступил такой момент, что мне не хотелось негатива, я старалась во всем видеть хорошее. Не хотелось выливать неприятное в ЖЖ и еще раз "заводиться" самой. Я не хотела рассказывать всем, какой ужас творится в метро в европейской столице Риме. Но поскольку журнал называется different Rome - другой Рим - то позольте показать вам и обратную сторону медали, а не только Колизей с пастой:)
В частности, желание высказаться по поводу общественного транспорта в целом у меня появилось после сегодняшнего 30-минутного ожидания автобуса под палящим солнцем в 35-градусную жару! Потом запихивание в набитый салон без кондиционера, и "праздник" обеспечен.
А все дело в том, что летом автобусы и метро переходят на летнее расписание, что на практике означает меньше автобусов на маршруте и более долгое время ожидания. Считается, что летом очень многие уезжают из города, поэтому чего зазря гонять пустые вагоны? И не важно, что из-за кризиса никто уже давно никуда не уезжает (по крайне мере гораздо меньше, чем раньше), так ведь и работу летом никто еще не отменял!
Но начнем с метро. Именно на нем я передвигаюсь по городу в 95% случаев. В основном, на ветке B. Вагоны которой выглядят примерно так:
Римляне искренне полагают, что так их испоганили исключительно имигранты. Которые прекрасно знают итальянский мат (которым украшены вагоны внутри) и у которых нет денег на поесть, зато есть на баллончики с краской.
Очень похоже на размалеваные ПТУшниками лифты в неблагополучных районах, неправда ли?
А дальше - переходы в метро. На первой фото одна из центральных станций Vittorio Emanuele. Там всегда полумрак, сыро и даже мокро. На второй - плесень на потолке над головами пассажиров на эскалаторе.
Реклама в метро практически только бумажная. И часто такая что ли abusiva, не совсем легальная. Называется, кто быстрее переклеит. На фото хорошо видно, как впопыхах срывали плакат, но силенок не хватило, поэтому на стене обрывки остались. А на второй фото видно, что главное наклеить рекламу, а куда и как - не волнует. Не важно, что вокруг старые оборванные куски, прилепленные жвачки и пр.
Дальше - эскалатор на Termini - главная пересадочная станция. Да, там сейчас ремонт, возможно, после ремонта там все будет блестеть, но то, что там было до последнего времени - просто кошмар: низкие потолки, неработающие эскалаторы, летом духота, та же плесень. А на второй фото замечательное объявление о всеобщей забастовке транспорта, которым нас "балуют" каждые две недели по пятницам. Они бастуют с 8 до 17 и после 20. И ты как хочешь, так и добирайся на работу. Да, ходят автобусы, но не трудно представить, что в них творится, когда на них пересаживается весь город. Не говоря о движении в целом.
А еще по такому вонючему метро ходят цыгане и просят денег: кто сразу просит, кто сначала поет или играет на инструменте, кто фокусы показывает. Весело, в общем.
Плюс, в будни метро закрывается в 23.30! Т.е. после даже обычного ужина в ресторане на него можно не успеть. Хотя в уик-енд работает до 1.30. После 21 в метро можно увидеть только туристов и имигрантов: итальянцев там нет.
Тут недавно народ стал выступать за ночное метро, мол, хотим, как в провинутых европейских (и американских) городах. Так кто-то шутил, мол, пусть сначала приведут в порядок работу метрополитена в дневное время.
Я считаю абсолютно неуместными заявления многих умников, мол, не нравится метро, пересаживайся на личное авто. Потому что если все пересядут на машины, то я боюсь представить, что будет с пробками и вообще с экологией. На машине можно ездить за город и в отпуск, но на работу так хорошо и удобно ехать на метро, если оно нормальное! Но Риму двух линий ох как не хватает, сейчас строятся еще две ветки, но очень медленно. Хорошая отмазка: "натыкаемся на древние раскопки". Ну так стройте по земле тогда! Только делайте что-нибудь, потому что народ каждое лето озверевает. А как не стать животным, когда в салон заходишь как в баню, где все еще и воняют? И эти толпы, едущие с пляжей с песком на ступнях в шлепках! Но это из другой оперы.
Да, линия А прекрасна: новые вагоны, кондиционеры, информационные экраны в вагонах. Но все основные достопримечательности располагаются по линии В, хоть бы перед туристами постыдились!