Столетие 1835-1935 ознаменовалось самым бурным развитием транспорта в истории. После многих тысячелетий безраздельного царствования гужевой тяги и верховых лошадей на земле и паруса с вёслами на воде им на смену начали приходить достижения технического прогресса. Сперва своё веское слово сказал пар. Век XIX стал веком пара. На суше паровозы и пароходы на воде бесповоротно уменьшили размер нашего шарика, резко увеличив скорости и тем самым сократив расстояния. Однако в конце этого века их начали теснить газовые двигатели внутреннего сгорания - пока ещё робко, но всё настойчивее. На рубеже веков XIX и XX произошёл прорыв. Благодаря ДВС люди начали активно осваивать последнюю стихию - царство Эола, полетев уже по своей воле, а не по воле ветров, как в XIX веке на воздушных шарах. На земной же тверди лошадей начали стремительно вытеснять автомобили. И за какие-то три десятилетия даже вояки, народ крайне консервативный - им дай волю - они б до сих пор мечами воевали - начали повсеместно пересаживаться с коней на автомобили. Кавалерия как боевой род войск доживала свой долгий век. В крупных городах Европы и Северной Америки к концу двадцатых лошадь из привычного зрелища становится экзотикой. Об этом замечательно спел в 1935 году Леонид Осипович Утёсов:
Почему я выбрал именно эти даты - спросите вы? Ведь паровую машину изобрели куда раньше, да и паровоз тоже? Но именно к середине 1830-х из экзотической игрушки паровозы становятся реальным средством транспорта. Почти тогда же и пароходы начинают составлять реальную конкуренцию парусникам. А что же мы имеем к 1935 году? Во всех сферах транспорта техническая революция - свершившийся факт. Пар повсеместно сдаёт позиции, которые безраздельно держал всё предыдущее столетие. На флоте и железных дорогах ему на смену приходят дизели и электричество. Авиация становится массовым видом транспорта и мощным оружием. И автомобили, стремительно повсеместно вытесняющие лошадей. Не везде, конечно. Но мы говорим не о Новых Гвинеях, где до сих пор людей едят, и не о Средней Азии, где поныне царствует на дорогах ишак.
Прогресс в технике не мог не отразиться и в искусстве. Тридцатые годы прошлого века - эпоха монументализма в искусстве. Особенно в архитектуре. Имперская тяжеловесная пафосность сменяет витиеватую вычурность модерна начала века и творческие метания и эксперименты конструктивизма двадцатых. Монументальная скульптура, живопись (вспомним Дейнеку), росписи и панно в постройках стиля арт-деко, на которых появляются самолёты, поезда и автомобили; кинематограф, литература - полнятся техникой. По части темпов "технизации" тогда всех изрядно обогнали США. "Механизация" всего и вся в Северной Америке возводится чуть ли не в культ (это поклонение технике было и в III Рейхе, и в СССР, но КУДА им было до Штатов!). И где, как не там, могло появиться сооружение, которое хочу сегодня показать.
Это мост Lorain-Carnegie Bridge в американском Кливленде. Самыми яркими приметами этого в общем-то ничем не примечательного более сооружения стали "Хранители Транспорта" - этакие римские Лары или славянские Берегини для машин: четыре скульптурные группы, высеченные из местного песчаника, и установленные в створах моста.
Эпопея со строительством вышла долгой. Вернее, построили-то достаточно быстро, но запрягали долго. 1.
Необходимость в нём назрела давно: ещё в 1902 году горожане подавали ходатайство с просьбой о строительстве высокогоуровнего виадука между Лорейн-авеню и Центральной авеню Кливленда. Построенный в 1917 году мост Detroit-Superior в связи со стремительной автомобилизацией США очень быстро перестал справляться, и в 1927 году городские власти одобрили выпуск облигаций в размере 8 млн долларов для строительства нового моста. План немного изменили, решив пустить новый мост не на Центральную авеню, а восточнее, на Карнеги-авеню.
2.
3.
4.
5.
Строительство началось в 1930, а сдали мост в эксплуатацию два года спустя, в 1932.
6.
Мост проходил над рекой Каиахога (Cuyahoga River) на высоте 93 футов (28,3 м) и имел протяжённость 5865 футов, т. е. 1787,6 метров.
7.
Створы моста венчали тринадцатиметровые пилоны, которые скульптор Генри Геринг превратил в громадные статуи "Стражи транспорта". Каждый пилон двусторонний.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
В семидесятые пилоны хотели снести для того, чтобы добавить полосы к мосту. Однако к счастью, при реконструкции моста их всё-таки сохранили.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
После завершения реконструкции в 1983 году мост переименовали в Hope Memorial Bridge в честь актёра Боба Хоупа и его семьи - английских иммигрантов, которые приехали в Кливленд в 1908 году. Уильям Генри Хоуп, отец Боба, был каменщиком, который работал на строительстве Стражей в 1930 году.