(кросспост из nicolya.livejournal.com)
Разумеется, разные любители дизельпанка понимают под этим словом разные вещи, но что касается меня, то я, составляя эту подборку реально существовавших автомобилей, которые можно причислить к "дизельпанку", понимал под ними машины более-менее определенного стиля, как правило, построенные в единичном или малом количестве, и дающие представление о том, как мог бы выглядеть массовый транспорт той эпохи, если бы в его развитии возобладали определенные тенденции. Кроме того, хронологически они (за отдельными исключениями) относятся к периоду до 1960 г. Вообще говоря, причислять 50-е годы к дизельпанку может показаться чрезмерной натяжкой, но это уже, так сказать, дело вкуса.
После этих вводных замечаний, пожалуй, начнем с вот такого вот донельзя дизельпанкового агрегата, несмотря на то, что он относится еще скорее к эпохе стимпанка, будучи построен в 1914 г., накануне 1-й Мировой войны. Кузов для этого почти космического аппарата сконструировал инженер Марко Рикотти из известной итальянской кузовной фирмы Castagna, впоследствии прославившейся кузовами к машинам Isotta-Fraschini, а установлен он на шасси A.L.F.A. 40/60 HP - машины, выпускавшейся на фирме, которая уже через год превратится во всем известную Alfa Romeo. Очевидно, такой кузов создавался с целью повысить максимальную скорость машины, и это вполне удалось - считается, что это чудо могло достигать скорости 139 км/ч.
Источник:
http://en.wikipedia.org/wiki/A.L.F.A_40/60_HP Тут надо отметить, что это была ни в коем случае не первая попытка построить обтекаемый автомобиль. Возможно, первую из таких попыток предпринял бельгиец Камиль Женатци, поставивший на свой электромобиль "La Jamais Contente" ("Всегда недовольная") сигарообразный кузов, и, возможно, благодаря этому первым в мире в 1899 г. преодолел барьер 100 километров в час.
Подробнее я об этом писал здесь, однако, если понимать под "дизельпанком" просто обтекаемый силуэт и записывать в эту рубрику всевозможные гоночные машины, это нас очень далеко уведет. Поэтому в дальнейшем я постараюсь не трогать машины, созданные специально для гонок.
Так же не была это и первая попытка построить обтекаемый закрытый кузов. Еще за два года до того (по другим сведениям, в 1913 г.) появился, например, такой уродец на шасси Opel 13/30 HP:
Источник:
http://www.gmphotostore.com/ Опыты с обтекаемостью продолжились в 20-е годы. Например, такой вот кузов на шасси итальянской Lancia Lambda был построен в 1927 г. британской кузовной фирмой Albany Coachwork Company. Всего их было сделано 3 штуки. На крыше этого чуда был установлен альтиметр - прибор, определявший скорость воздушного потока.
Фото:
http://www.supercars.net/garage2/143302/galleries.htmlИнформация:
http://www.conceptcarz.com/vehicle/z16027/Lancia-Lambda-7th-Series.aspx Тем не менее одним из самых интересных опытов тех лет в области аэродинамики (к тому же самым массовым из подобных аппаратов) является немецкий автомобиль Rumpler Tropfenwagen (т.е. "автомобиль-капля") конструкции австрийского инженера Эдмунда Румплера.
Румплер, будучи авиаконструктором, сумел обеспечить своей машине коэффициент аэродинамического сопротивления всего в 0,28. (Для сравнения: считается, что у нашей "Победы", тоже славившейся своей обтекаемостью, он составлял 0,31). Сиденье водителя размещалось по центру машины, за ним сидели два пассажира.
Машина изготовлялась в 1921-1925 гг., всего было построено около 100 штук - покупателей отпугивал необычный вид автомобиля, да кроме того, он был не очень удобен в эксплуатации - например, отсутствовал багажник. Любопытно, что в основном "Тропфенвагены" использовались в качестве такси! Любопытно, должно быть, выглядели улицы Берлина в то время... Говорят, что одна из этих машин задействована в классическом "дизельпанковом" фильме Фрица Ланга "Метрополис", хотя сейчас я не могу этого подтвердить - у меня этот фильм есть только на видеокассете, а видемагнитофон ни к чему не подключен. Может быть, знатоки скажут по этому поводу свое веское слово.
Фото: автор, машина из собрания Берлинского технического музея
Информация:
http://en.wikipedia.org/wiki/Rumpler_Tropfenwagen Интересной также была попытка англичанина Чарльза Дэннистоуна Барни, тоже авиационного инженера, решившего применить свои знания для создания машины радикально новой формы. Его автомобиль Burney Streamline представлял собой что-то вроде минивэна с заднемоторной компоновкой - тоже очень необычное решение по тем временам. Машина была очень длинной - больше 6 метров в длину. Запасное колесо размещалось в одной из задних дверей, а в противоположной двери был оборудован... мини-бар:-) Для постройки машины была создана компания Streamline Cars Ltd, начавшая работать в 1927 г., но всего было выпущено только 13 автомобилей - исключительно прототипов; до серийной постройки дело так и не дошло, чему препятствовала недоработанность конструкции - например, выхлопные газы проникали в салон.
Фото:
http://www.auta5p.eu/katalog/burney/burney.htmИнформация:
http://en.wikipedia.org/wiki/Streamline_Cars_Ltd; Энциклопедия легковых автомобилей. - "За рулем", 2003.
Тем не менее попытку наладить выпуск машины Барни предприняла известная до войны британская компания Crossley. Модель Crossley Streamline строилась в 1933 г., всего было выпущено около 20 штук таких машин.
Crossley Streamline с закрытым моторным отсеком
И с открытым.
Фото, информация:
http://www.auta5p.eu/katalog/crossley/crossley_streamline_01.htm; http://www.crossley-motors.org.uk/history/1930/streamline/streamline.html Между тем созданием заднемоторных обтекаемых автомобилей параллельно занимался знаменитый инженер Ганс Ледвинка на чешской фирме "Татра". Первые прототипы были построены в 1931 г., а в 1934 г. появилась сенсационная Tatra 77, которая уже имела характерные черты многих последующих татровских машин: обтекаемый кузов, хвостовой киль. V-образный 8-цилиндровый мотор воздушного охлажения (само по себе инженерное достижение!) развивал мощность 60 л.с. Машина отличалась панорамным лобовым стеклом, составленным из трех кусков. Так или иначе, выпуск этой весьма революционной машины также не поражает своими объемами: 105 штук в 1933-36 г., и еще 154 модернизированных машин Tatra 77A с 70-сильным мотором в 1936-38 гг.
Tatra 77 (1934)
Tatra 77A (1938)
Фото:
http://www.velocityjournal.comИнформация: Энциклопедия легковых автомобилей.
Дальнейшим развитием этой серии стала Tatra 87, выпускавшаяся с 1936 г., а затем уже после войны - до 1950 г. Эта модель, имевшая мотор в 75 л.с., стала намного более массовой, будучи выпущена прямо-таки в невероятном количестве 3023 штуки:-) Именно на ней чехословацкие журналисты И. Ганзелка и М. Зикмунд совершили свой знаменитый автопробег через Африку и Латинскую Америку (собственно, он задумывался как кругосветный, но по различным причинам, главным образом политическим, его пришлось прервать). Мотор воздушного охлаждения оказался очень полезен в песках Сахары, да и в других местах - не приходилось думать о том, где взять воду для охлаждения. При этом конструкция автомобиля чрезвычайно поражала местных жителей - привыкшие к переднемоторным машинам, они приходили в крайнее недоумение, когда под поднятым капотом "Татры" не обнаруживалось мотора.
Tatra 87 (1946)
Фото: автор, сделано в Дрезденском музее транспорта
Информация: Энциклопедия легковых автомобилей.
В 1937-1939 гг. в производстве находилась также более компактная Tatra 97. На ней стоял 40-сильный мотор. Было выпущено 510 штук.
Tatra 97 (1939)
Фото:
http://www.auta5p.eu/vystavy/fotoarchivb/veterani2_21.htmИнформация: Энциклопедия легковых автомобилей.
Вообще все послевоенные модели "Татры" стали заднемоторными. Первой из них была модель T600 Tatraplan, которую собирали в 1947-1951 гг. ("Тираж" составил 6342 штуки). Мощность двигателя составляла 52 л.с.
Tatra 600 Tatraplan (1949)
Фото:
http://www.auta5p.eu/srazy/roztoky_2003/roztoky_129x.htmИнформация: Энциклопедия легковых автомобилей.
Из разновидностей "Татры-600" хочется упомянуть еще одну, более чем дизельпанковую по своей истории, машину. На следующей фотографии представлен единственный в своем роде кабриолет Tatraplan, построенный в 1949 г. знаменитой чешской кузовной фирмой Sodomka в подарок товарищу Сталину на его 70-летие. Отец народов, однако, на нем не ездил, а отдал его своей дочери Светлане. В конце концов машина попала обратно в Чехословакию.
Источник:
http://www.auta5p.eu/vystavy/lipsko_2008/ami_037.htm Наконец, завершим серию дизельпанковых "Татр" моделью Tatra 603. Эта модель, выпускавшаяся с 1956 г., была очень солидным автомобилем, будучи оснащена 8-цилиндровым 95-сильным мотором.
Tatra 603 (1958)
Фото:
http://www.auta5p.eu/katalog/tatra/tatra2.htmИнформация: Энциклопедия легковых автомобилей.
После модернизации 1963 г. машина вместо прежних трех фар, служивших характерным признаком заднемоторных "Татр" еще с 30-х годов, получила две пары фар в духе того времени. Эта модель называлась Tatra 2-603 и выпускалась аж до 1975 г.
Tatra 2-603 (1969)
Фото:
http://www.auta5p.eu Ждите продолжения.