30-е гг. XX в. в СССР ознаменовались полетами стратостатов - высотных аэростатов с герметической гондолой, которые позволили вести разнообразные исследования (в первую очередь - космических лучей) на высотах более 16 км. На протяжении полутора десятилетий, до появления реактивных самолетов, а также геофизических и метеорологических ракет, стратостаты и радиозонды оставались единственными летательными аппаратами, позволявшими проводить прямые измерения физических параметров высоких слоев атмосферы.
В аэростатных исследованиях стратосферы активное участие принял СССР, бросивший вызов ведущим странам Запада. Это внесло в стратосферные исследования элемент соревнования. Было построено много стратостатов - «СССР-1», «Осоавиахим-1», «СССР-1 бис». Также построили стратостаты-гиганты «СССР-2», «СССР-3» и «Осоавиахим-2».
Полеты не проходили гладко. Очень часто были катастрофы. Ежегодно погибали более двадцати стратонавтов - как в нашей стране, так и за рубежом. 70 лет назад, 18 июля 1938 года советских воздухоплавателей постигла очередная катастрофа. Из-за отказа кислородного оборудования погибли, стартовавшие 16 июля с летного поля под Звенигородом (Подмосковье) на субстратостате - физиологической обсерватории ВВА-1 для изучения влияния высотного давления на организм человека, воздухоплаватели: пилот военинженер 3-го ранга Яков Григорьевич Украинский, второй пилот старший лейтенант Серафим Константинович Кучумов, магнитолог военврач 2-го ранга Петр Михайлович Батенко и нейрофизиолог к.м.н. военврач 2-го ранга Давид Евсеевич Столбун.
18 июля, во второй половине дня, шар-стратостат показался в северо-западной части неба и по касательной стал снижаться в сторону г. Сталино. В районе Белого карьера недалеко от парка из того места, где сейчас стоит цирк «Космос», он опустился на высоковольтную ЛЭП. Взметнулось огромное пламя: взорвался водород, которым была заполнена оболочка шара ВВА-1.
На другой день газеты «Социалистический Донбасс», «Сталинский рабочий» сообщили: по заключению экспертной комиссии, смерть экипажа ВВА-1 наступила на большой высоте из-за удушья. Индивидуальные кислородные приборы оказались малоэффективны и не обеспечили полную безопасность на большой высоте…
Исследовательский шар-стратостат с экипажем на борту по тем временам достиг небывалой высоты. Черных ящиков не существовало. Но, судя по последней радиограмме, которую Кучумов передал в Москву, они находились на высоте 12 тысяч метров над уровнем моря. Фактически это уже была стратосфера.
Стратонавты были похоронены на пересечении бульвара Пушкина и проспекта 25-летия РККА недалеко от входа в парк на который упал аэростат.
Кстати парк (Горсад) и сейчас носит имя тогдашнего 1-го секретаря Сталинского обкома КП(б) Украины А.С. Щербакова, в декабре того же года сменившего Н.С. Хрущёва на должности 1-го секретаря Московского областного и городского комитетов ВКП(б).
О должностях и званиях членов экипажа в разных источниках есть разночтения.
Перед тем как написать этот пост поискал и, с удивлением, не нашёл в сообществе такого яркого слова эпохи как «стратонавт». Восполняю этот пробел.
Текст почти дословно взят отсюда
http://infodon.org.ua/pedia/227, там есть ещё ссылки по теме. Фото мои.