На этой неделе появилась наконец-то в продаже книга, скромно анонсированная Максимом Шелепенковым перед Новым годом, - "Отечественные автобусы и троллейбусы 1900 - 2000". Труд этот написан в соавторстве Канунниковым и Шелепенковым - оба хорошо известны отечественным автолюбителям: первый как автор
подобного "справочника" по отечественным легковым машинам, второй - как
автор книг и статей по советским грузовикам и автобусам, но в основном - в качестве няньки отечественных журнальных серий "Автолегенды СССР", "Автомобиль на службе" и иже с ними.
Надо признать, что в начале XXI века ситуация с автомобильной литературой в отечестве сильно улучшилась - и переводные книги, вроде трудов
Томпсона и
Сигельбаума, появились, и отечественные авторы наперебой пытаются завладеть вниманием и кошельком интересующихся историей автомобиля. Даже какое-то подобие конкуренции появилось - про автобусы и
альбомы издают, и объёмные книги, и теперь вот - справочник. Хотя в предисловии авторы открещиваются от энциклопедичности издания, называя его лишь попыткой систематизировать накопленную информацию, но по если по форме и вкусу фрукт похож на грушу - то, скорее всего, груша это и есть. 128 производителей, сто лет истории, больше тысячи фотографий - вполне себе справочник.
Книга оформлена и свёрстана аналогично первой книге Канунникова:
Несмотря на большой объём информации и иллюстраций, издание получилось значительно тоньше книги про отечественные легковые. Страниц в ней 416 против 496 первого тома.
Информация скомпонована по заводам, дана краткая справка о предприятии и далее в хронологическом порядке приведена информация об автобусах. Информации этой - необходимый минимум, всё оформлено в телеграфном стиле, как и в книге про легковые автомобили. Этакий краткий справочник.
Фотографии автобусов - на пределе: ещё чуть уменьшить и вообще будет не разобрать ничего. Особенно тяжелая ситуация в главах, посвящённых основным автобусным заводам страны вроде ЛАЗа и ЛиАЗа.
Обещанным в названии книги троллейбусам уделено достаточно внимания.
Тушинские (и не только) Икарусы в книгу включены.
Навигация в книге организована очень толково: есть предметный и именной указатели, а также - разумеется - оглавление по заводам. Искать вполне удобно.
Книгу Михаила Соколова о довоенных автобусах конкуренты-писатели встретили с некоторым раздражением - теперь более понятно почему. Хотя две эти книги, да и альбомы про автобусы пятилеток - друг другу не конкуренты. Соколов связно и увлекательно, но не бесспорно излагает историю создания техники, Шелепенков и Канунников сделали справочник, а Дементьев и Марков создают энциклопедическое наглядное пособие для любителей автобусов. Ну а читателям - разнообразие и выбор, что само по себе хорошо, а качественно изданное и написанное - так и отлично.
Канунников в интервью Пикуленко на радио "Эхо Москвы" рассказал, что нас ждёт ещё и третий том отечественной автомобильной истории, посвящённый, разумеется, грузовикам - над этой книгой они с Шелепенковым уже трудятся. А мы ждём продолжения.
Канунников С., Шелепенков М.
Отечественные автобусы и троллейбусы. 1900-2000 гг.
М.: ООО "Издательство "За рулем", 2014, - 416 с.: ил.
ISBN 978-5-903813-28-5
Тираж 5000 экз.
Цена 750 руб.
Резервная копия записи находится здесь:
http://diecast43.dreamwidth.org/345431.html
Навигатор по журналу