Kultowe Auta PRL-u: ВАЗ-1111 "Ока" - ширпотреб и советская гордость

Sep 03, 2010 00:40


"...каждое предприятие, независимо от профиля производства, используя собственные резервы (финансовые и материальные), должно было освоить какие-то товары для населения. То бишь товары народного потребления (ТНП, или в народе - "ширпотреб"), желательно из отходов производства.



ВАЗ в первые годы своего существования попытался наладить выпуск чугунных сковородок и наплитных утюгов, благо в то время мощности металлургов использовались еще не полностью. Народ эти "товары" не оценил и производство было закрыто. Потом был игрушечный автомобиль "Ураган"... Однако при гигантском обороте ВАЗа всё это не могло закрыть задание по ширпотребу. Было предложение завода на эту сумму увеличить выпуск автомобилей. На увеличение выпуска согласились, но засчитать это ширпотребом - нет.






В таком положении было большинство крупных предприятий страны, в том числе и КАМАЗ. И тогда В.Поляков разыгрывает гроссмейстерскую многоходовую партию: государственный заказ на "инвалидный автомобиль" в объёме 10 тыс. в год. Без серьезных капиталовложений создать в Серпухове производство этих ав­томобилей было невозможно, да и нерентабельно. Альтернатива этому - создание мощностей на ВАЗе и КАМАЗе с использованием их собственных ресурсов. Выпускаемые этими автогигантами автомобили "Ока" засчитать им как ширпотреб. Общий выпуск был определен в 50 тысяч автомобилей в год - на большее не было ресурсов во всем Минавтопроме. По 20 тысяч автомобилей общего назначения делают ВАЗ и КАМАЗ, и ещё 10 тысяч в виде модификации для инвалидов - СМЗ.

Все участники довольны: инвалиды получают нормальный автомобиль, ру­ководству страны перестают поступать жалобы, ВАЗ и КАМАЗ больше никто не беспокоит по вопросам ширпотреба. И всё это бесплатно.









В 1988 году на ВАЗе была выпущена опытно-промышленная партия и началось серийное производство. Автомобиль был сделан молодыми ребятами на одном дыхании и, надо сказать, удался. Впоследствии он был одним из главных кандидатов на производство в 300-тысячном объёме на Елабужском автомобильном заводе..."

Г.К. Мирзоев, Главный конструктор ВАЗ ("Высокой мысли пламень..." книга 2)











"...Фундамент идеи решили искать на Востоке, а именно в Япо­нии, где выпускали и выпускают микроавтомобили. В качестве аналога выбор пал на "Дайхатцу Куоре" - машину, по размерам и, возможно, по форме напомина­ющую сов­ре­менную "Оку".Однако подобная схожесть была вынужденным решением, зависящим от создавшихся обстоятельств. С аналога мы взяли только размеры и пропорции.  А вот стилеобразование и пластика у "Оки" - свои, ни у кого не заимствованные. Мы никогда и не пытались делать машину в стиле "Куоре", скорее - наоборот.

Но "Куоре" был автомобилем очень уж утилитарным, чисто технологичным, и мы в своих поисках зачастую вынуждены были приходить к тем же самым решениям.Однако зарубежным дизайнерам мы не подражали, а непременно старались внести что-то своё.

Приведу простой, даже заурядный пример - крепление номерного знака. На всех аналогах он крепился сзади - либо на крышке багажника, либо на двери задка. А мы предложили закрепить номерной знак на заднем бампере. Много бы­ло противников: будет, мол, забрызгиваться грязью. Но всё-таки наше предложение было принято!.."

Ю.Верещагин, дизайнер ("Высокой мысли пламень...", книга 2)




"...пробный выезд на трек на одном из первых образцов стал для "Оки" критическим. Водитель-испытатель, обкатывая машину на треке, при весьма безобидном ма­невре со скоростью 40 км/ч опрокинул автомобиль!

В ходе экспертной оценки выяснилось, что габариты автомобиля (соот­но­шения: база-колея, ширина-длина, а также кинематическая  схе­ма подвески) совершенно не подходят к разрабатываемой модели и сами по себе являются просто небезопасными.

Дело в том, что "Ока" первой серии идеологически повторяла свои аналоги: японские машины "Дайхатцу Куоре", "Субару-700" и "Хонда-Тудей". Эти автомобили предназначались исключительно для городской езды и напоминали больше самодвижущиеся коляски без претензий на выдающиеся ходовые качества..."

В.Костяков, испытатель ("Высокой мысли пламень..." книга 2)











В 2006 году на Московском автосалоне ещё выставляли облагороженные, в меру серпуховского понимания современного дизайна, варианты "Оки":


"Ока" не стала массовым автомобилем ни в СССР, ни в постсоветской России - покупатель предпочитал пусть подержанныый, но "настоящий" автомобиль - с четыремя цилиндрами, четыремя дверями и обязательным багажником. Те же, кому по разным причинам довелось ездить или владеть этим автомобильчиком - как правило сохранили об этой тарахтящей бешеной табуретке самые добрые воспоминания. Она даже успела побывать на "примерке" в Авторевю:



Правда, Авторевю две такие машины разбило по методике EuroNCAP - одна "Ока" была из Серпуховавторая - из Набережных Челнов.

Модель "Оки", выпущенная в польской журнальной серии Kultowe Auta PRL-u выглядит терпимо - ей бы колёса чуть меньшие, да краски слой потоньше, да дворники б приделать нормально - была б хороша. Впрочем, масштабная модель советского автопрома на китайской игрушечной фабрике удалась - некачественная сборка, покраска, огромные зазоры и необходимость доводить автомобиль "до ума" собственными руками - всё в соответствии с традициями советского автомобилестроения.

автолегенды ссср, современники автомобилей ссср, польская журнальная серия, автомобили ссср

Previous post Next post
Up