Не смотря на то, что это, по сути, один рассказ об одной модели, по некоторым техническим причинам его ранее пришлось разделить на две части. Здесь же он будет целиком и упоминание о разделении только в заголовке, чтобы не сбивать общую нумерацию.
Сегодня более подробно расскажу о процессе создания модели на примере ЗАЗ 1103 "Славута". Для тех, кто не знает, она выглядит примерно так:
Это, такой себе, дешевый народный автомобиль в Украине (после снятия с производства Таврии - самый дешевый), который многим дал возможность почувствовать себя автомобилистом за небольшие деньги. Конечно, Славута имела все недостатки Таврии, да еще и своих добавилось, но из позитивных моментов там были задние двери, довольно большой багажник и чуть более свежий, чем у Таврии дизайн. На данный момент снят с производства.
На первом этапе разработки очень важно собрать максимум информации по автомобилю. К счастью Славута не редкий гость на дорогах, поэтому я лично бегал с камерой и снимал с разных ракурсов, здесь всего три фото, а сделано их было больше трех сотен…
Также очень важно учесть все нюансы и самые мелкие детали. Не смотря на размер, они очень важны и формируют образ автомобиля.
Даже такие мелочи как фаска на заднем фонаре имеет значение:
В процессе поисков информации, были найдены чертежи, но они на столько кривые, что толку с них мало.
Мы больше пользуемся фотографиями, но с поправкой на искажения, которые возникают по краям при фотографировании.
Как основа для модели была взята Таврия из серии "Автолегенды СССР", от нее отпилили все лишнее и приклеили то, чего не хватало.
Такой себе хардтоп на базе Славуты.)
Пробная разметка швов и фонарей.
Далее, используя фотографии, воображение и Фотошоп рисуем на фото линии для мастера, по которым он сможет сделать правильную форму модели.
Спереди тоже наращиваем нужные плоскости.
Далее, все шлифуем и грунтуем, еще без расшивки.
После этого видно что не так, где-то срезаем, где-то наращиваем.
Повторно рисуем красные линии расшивки для мастера.
После того, как размечены швы и положение ручек, они вырезаются специальным инструментом, напоминающими скальпель.
Далее, один из самых сложных этапов производства, нужно сделать мастер-модель стекла подогнать его к проему и сделать отливки задних стекол с прозрачного пластика. Задача усложняется тем, что поверхности стекла должны быть абсолютно ровными и гладкими, а попадание внутрь пузырьков или пылинок приводит к отбраковыванию детали.
Также на этом этапе изготавливаются все мелкие детали кузова.
Указатель поворота на крыле
Выхлопная труба.
Основные детали и кузов. Перед литьем все детали примеряются к кузову.
Параллельно с разработкой мастер-модели делается набор фототравления для каждой модели. Изображение нарисованное в векторном формате переносится на тонкие латунные пластины и вытравливается химическим способом. Решетки, молдинги, значки, шильдики и даже дверные замки диаметром менее 0,5 мм делаются этим методом. Сам процесс происходит не в мастерской, а на одном из бывших военных заводов.
Для покраски моделей используется та же краска, что и для настоящих автомобилей. Для Славуты она выбиралась в магазине по кодам красок из рекламного буклета.
Отлитые кузова, весь тираж.
Первые пять кузовов окрашены и подготовлены к сборке.
Сборка моделей происходит конвеерным способом, если это так можно назвать и состоит из нескольких этапов:
1. Покраска кузова изнутри, установка внутренних панелей дверей и вклеивание окон.
2. Покраска и сборка салона.
3. Сборка днища с салоном вместе с кузовом.
4. Нанесение на кузов декалей, фототравленных и мелких деталей (внешние зекрала, фонари, фары и т.д.)
5. Финальная полировка и упаковка.
После сборки модели выглядят примерно так:
В каждой модели мастерской TMTmodels внутри лежит какой-то маленький сюрприз для покупателя. Мы намеренно не сообщаем что это будет до момента получения модели, но это обязательно что-то, что ассоциируется с этим автомобилем.
Например в Славуте на переднем сидении лежит барсетка и газета "Комсомольская Правда", а в универсале на базе Таврии (ЗАЗ 1105 Дана) на заднем сидении лежит коробка с дрелью. Видимо хозяин занимается ремонтом.)
Барсетка и газетка.
Для сравнения хочу показать Славуту другой мастерской, без указания авторства.
Проект ЗАЗ 1103 Славута 1.2S завершен, все модели проданы, но мы не останавливаемся на этом! Сейчас в разработке новая вариация Славуты,
ЗАЗ 1103 Славута 1.3L Спорт.