Глядя на фотографии прототипа данной машины, мне почему-то вспоминается история создания советского стратегического бомбардировщика ТУ-4.
В 1944 году, волею судеб, на советской территории приземлился возвращающийся с задания B-29 союзников, поврежденный японцами, чему советское руководство черезвычайно возрадоволось. Летчиков было приказано переправить в расположение своих частей, а самолет под любыми предлогами не отдавать. B-29 в указанное время считался лучшим стратегическом бомбарировщиком, как результат - товарищ Сталин пожелал иметь возможность производить такие-же самолеты. Приказ был буквальным - скопировать один-в-один.
Самолет действительно скопировали, действительно один к одному, со всеми нюансами и косяками конкретного экземпляра. Есть байка о том, что Туполев спрашивал у курирующего проект Берии, копировать ли американские звезды при покраске. Берия это вопрос преподнес товарищу Сталину в виде шутки, по реакции которого было понятно, какие звезды нужно рисовать на крыльях.
Трактор же С-65, о котором идет речь вырос из трактора С-60, который в свою очередь был скопирован с американского Caterpillar Sixty. И если кто-нибудь поищет в поисковике картинки двух последних - будет удивлен тому, насколько они похожи. Так и видится Берия спрашивающий у товарища Сталина: А что, на боковинах капота как и у американцев писать sixty? На что мудрый вождь щурится хитрым глазом, выпускает облако дыма из трубки и товарищ Берия, седьмым чувством понимает, вместо sixty нужно написать Сталинец, а то ненароком можно и в лагерь угодить.
Ну а что касается модели, давайте посмотрим на нее поближе.
Выпустил модель, под лэйблом ModelStroy один из известных онлайн магазинов. Ожидание конечно затянулось, миниград и то быстрее шевелится, но результат при всем при этом вышел просто наиотличнейший.
Модель выпущена ограниченным тиражом, перед доставкой мне позвонили и спросили, какой номер из серии я хочу иметь, любой на выбор между 2 и 44. Я конечно хотел первый, но мне вежливо отказали, сославшись на то, что первый они оставят себе.
В комплекте с моделью небольшая брошюрка, как с описанием самого прототипа, так и небольшим экскурсом в историю создания модели.
На самом деле брошюрка никакой ценности не представляет, так как является простым копипастом из интернетов, но я ее отсканировал, для интересующихся.
На последней страничке обнаружился досадный косяк, видимо курьер дал мне не мою книжонку, в результате чего я как бы стал 53-ым обладателем трактора с кабиной.
Посмотреть PDFку книжонки Трактор выполнен из металла - весит как бруклин, хотя по длине чуть больше запорожца.
В модели прекрасно все, детали, ненавязчивый везеринг, аккуратное исполнение, внимание к мелочам.
Меньше слов - больше фоток: все кликабельно и доступно до 2048 пикселей по ширине.
Как я уже писал выше, трактор С-65 представляет из себя проапгреженную версию C-60, и является первым советским серийным дизельным трактором, а помимо этой, достаточно почетной роли - первым в мире серийным гусеничным трактором с дизельным двигателем. Катерпиллер же, с которого некоторым образом был скопирован советский образец, работал на лигроине.
На выставке "Искусство и техника современной жизни" проходившей в 1937 году в Париже, опытный образец трактора получил "Гран При", а уже в начале следующего года с конвейера сошли первые экземпляры. Что характерно, первая партия из 60 тракторов в феврале 1938 года была отправлена на экспорт, а не в хозяйства, оправдывать преимущества дизельной машины.
Не смотря на все достоинства модели, она обладает одним, просто таки фундаментально косячным недостатком. На радиаторной решетке напрочь отсутствует логотип ЧТЗ.
Донышко, мотор как и полагается испачкан больше чем все остальное хозяйство.
Рычаги, педали, панель приборов - проработка изумительная.
Сочленение ржавых гусениц заслуживает отдельной похвалы.
Ожидание себя оправдало, модель просто прекрасна.
Ну и напоследок бонус, для желающих окунуться в атмосферу конца 30-х годов.
Культовый фильм Трактористы, в главной роли С-65:
Click to view
Продолжение следует...