Глядя на сарлабовские модели со следами эксплуатации, постоянно восхищаюсь простым и эффективным способом возведения моделей в иную ценовую категорию. И без того не дешёвый СарЛаб превращается в мегаэксклюзив с астрономическим ценником при относительно бюджетной доработке. Набор химии для стендовиков, несколько простых приёмов и готово дело. В условиях даже лимитированных партий в несколько десятков экземпляров, затраты не просто отбиваются сполна, но с хорошей прибылью.
Однако же, не всем доступно такое счастье, как модели вышеуказанного производителя. А вот поработать своими руками могут и хотят многие. Тем более, что никаких особых знаний и навыков этот труд не требует. Вот и пришла на ум простая мысль: "обгадить" модель самостоятельно и посмотреть, что из этого выйдет. Вообще-то, "обгадинг" у стендовиков называется "визеринг" (weathering). Weathering переводится как выветривание, но в нашем случае термин означает следы эксплуатации, к коим относится всё, от ржавчины и подтёков масла, до грязи и пыли.
Итак, посмотрим что у меня получилось
1. В качестве подопытной мыши была куплена модель ЗиЛ-130В1 от Автоистории. Сей весёлый седельный тягач в представлении не нуждается, как, впрочем, и фирма, его производящая.
2. Естественно, что жуткие дворники и зеркала были моментально оторваны и их место заняли травлёные детали от Петроградъ. На дверях появился логотип автокомбината. Номерные знаки распечатаны на принтере и покрыты полуглянцевым лаком.
3. Модель легко разбирается и работать с ней удобно. Однако же, красить интерьер не стал. Побоялся, что не попаду в цвет кабины. Хотя, скорее всего просто поленился - сквозь запачканные стёкла непопадание в цвет не было бы очевидным.
4. Затем смывка. Это самый первый этап и нужен он не столько для "старения" модели, сколько для подчёркивания мелких деталей, выявления швов, зазоров и т.д. Выполняется тёмной акриловой* краской, излишки и неаккуратности удаляются скипидаром.
5. Я люблю чумазые, видавшие виды машины. Это стендовая наследственность. Поэтому в работе над моделью постоянно себя одёргивал, чтобы не перестараться.
6. Есть один очень известный в узких кругах испанец, которого зовут Мигель Хименес. Это стендовик с огромным стажем. Но главная его заслуга в том, что он сам разрабатывает химию для моделизма. Причём старается находить максимально простые и эффективные решения. В одном интервью он сказал, что постоянно мучился, смешивая краски, добиваясь нужной консистенции и требуемого эффекта. В результате хобби, которое должно приносить радость и успокаивать нервы, превращалось в пытку.
7. И тогда он сам начал придумывать такие рецепты, которые не требовали знания химии от пользователя. Так с его лёгкой руки моделисты стали использовать пигменты (сухая основа любой краски) для имитации ржавчины, пыли, копоти и т.д.
8. Затем Мигель в содружестве с известной испанской фирмой Vallejo разработал целую линейку различной химии, которая имитировала наиболее потребные для стендовиков эффекты: различные типы пыли и грязи, следы дождя, масла, сколотой и облезшей краски, морской тины и многое другое.
9. Часть таких эффектов применена на данной моделе.
10. Не обошлось и без сложностей. Как это обычно бывает, в последний момент выяснилось, что не хватает какого-то лака, который в своё время закончился и за ненадобностью не был куплен. А вот теперь вынь его да положь! Разумеется, обход ближайших профильных магазинов результата не даёт и приходится обходиться тем, что есть. Поэтому днище неприятно поблёскивает, хотя подразумевалась сухая грязь, а не свежая.
11. Но главное засада была не в отсутствии какой-то химии. Всё-таки 43-й масштаб сильно отличается от привычного 35-го. И то, что в 35-м выглядит нормально, в более мелком 43-м уже смотрится грубо. Вот на это я сразу не обратил внимания, а потому при близком осмотре многое кажется исполнено грубо. Но с некоторого расстояния уже лучше.
12. В целом считаю эксперимент удачным, а главное полезным. Многое вспомнилось, стало понятно, на что надо обращать особое внимание. С травлёнкой, опять-таки, давно не работал - половину деталей чуть не потерял.
В заключении о финансовой составляющей. Модель 800 руб. + доставка 250; травлёнка 250 + декали 250 + доставка 250. Химия своя и расход её крайне мал. Итого 1800 руб. Считаю, что это не великая цена за хорошее времяпрепровождение и разнообразие коллекции.
* Вот понаписал ерунды, а меня никто и не поправил! Какой к чорту акрил, если вайт спиритом смывается? Краской на эмалевой основе.