В понедельник, 3 декабря 2012 года, в 15:00, в Одесской облгосадминистрации состоится общественное обсуждение минздравовской идеи проекта закона, согласно которому вводится презумпция согласия на пересадку. Это значит, что для того, чтобы использовать какой-либо орган человека после его смерти, не потребуется согласие самого донора или его родственников, если только предарительно не был оформлен отказ.
Группа единомышленников обменялась мнениями, изучила мнение экспертов и пришла к следующим выводам, которые будут озвучены на обсуждении.
1. Общие положения
Трансплантация - передовой край медицины, несомненно благое и Богоугодное дело. Донорство - почетное и уважаемое занятие.
Прижизненная добровольная передача органа ради спасения человека является гражданским подвигом. Добровольное донорство крови - высокий акт гуманизма, достойный всяческого поощрения.
Добровольное согласие на посмертное донорство сочетает в себе акт благотворительности и благое дело во спасение чужой жизни. Предоставление такого согласия (именно предоставление согласия, а не сам факт использования органа для пересадки) не противоречит религиозным положениям и рассматривается как доброе дело, направленное на спасение жизни реципиента и души донора. Обнародование такого согласия должно быть возможно только по воле донора и несомненно является основанием для общественного одобрения такого поступка.
В то же время, недобровольное донорство не рассматривается как априори этичный поступок и в ряде случаев даже может квалифицироваться как преступление. Наглядный исторический пример - использование детей-узников концлагерей в качестве доноров в годы Второй Мировой войны, что расценивается как преступление против человечества.
2. Морально-этические последствия введения презумпции согласия
В нынешней ситуации введение презумпции согласия становится решением, негативно влияющим на уровень общественной морали.
Презумпция согласия лишает человека возможности сотворить благое, общественно полезное и Богоугодное дело - дать согласие на посмертное донорство.
Презумпция согласия инициирует кардинальный пересмотр отношения к человеку как носителю собственной воли.
Презумпция согласия фактически переводит человека в категорию животных, использование органов которых, в том числе в медицинских целях (например, свиной кожи для пересадки человеку) производится безо всякого их на то согласия.
Презумпция согласия в нынешней ситуации неизбежно дискредитирует в глазах общества позитивные новации, такие как биометрические паспорта и всеобщая диспансеризация. Они будут рассматриваться как негласное выявление потенциальных доноров, что еще более усугубит недоверие к официальной медицине.
Наконец, презумпция согласия противоречит христианским канонам, согласно которым тело человека принадлежит супругу (1 Кор. 7:4).
3. Криминальные риски презумпции согласия
Нелегальный мировой рынок трансплантологии несомненно существует и оценивается в миллиарды долларов. Сегодня в Украине, как и в других странах, к услугам "черных трансплантологов" обращаются в основном доноры, имеющие желание продать собственные органы.
Установление презумпции согласия может кардинально поменять ситуацию, когда станет возможным и экономически выгодным принудительное посмертное донорство.
В группе риска окажутся категории, которые ограничены в высказывании и реализации собственной воли:
- дети-сироты и дети, лишенные родительского попечения, находящиеся в государственных учреждениях (порядка 30.000 детей);
- заключенные в местах лишения свободы (порядка 150.000 человек);
- пациенты психиатрических клиник и гериатрических учреждений.
Факты произвола и нарушения прав в отношении данных категорий общеизвестны. Они всецело зависимы от администрации учреждений, в которых содержатся, и эта зависимость как физическая, так и юридическая. Так, руководитель интерната или дома ребенка является законным представителем содержащихся там сирот, и по закону будет единственным лицом, полномочным запретить пересадку органов несовершеннолетнего. Учреждения, в которых содержатся указанные категории, ограничены для независимого контроля, а граждане, содержащиеся в них, доступны для предварительного отбора биоматериалов и исследования показателей совместимости и поиска потенциального реципиента при жизни донора.
Все это в комплексе создает недопустимо высокие криминальные риски.
По мнению директора национального института хирургии и трансплантологии имени Шалимова Юрия Поляченко, для решения проблем трансплантации в Украине достаточно десяти тысяч доноров. Наличие группы риска численностью порядка 200.000 человек может превратить Украину в крупнейшего поставщика донорских органов в мире, с соответствующими трагическими последствиями для указанных категорий.
4. Наши предложения
1. Несомненное сохранение принципа добровольности.
Признание неотчуждаемым права на распоряжение телом умершего за его ближайшими родственниками.
Эти положения наиболее адекватно отражают традиции и настроения в обществе, отвечают уровню доверия к государству в целом и системе здравоохранения в частности, сокращают риски злоупотреблений и приняты в большинстве государств мира.
2. Реализация государственной политики, направленной на пропаганду прижизненного и посмертного донорства и популяризацию добровольного согласия.
Первым пунктом такой политики должно стать внесение положения о добровольном согласии в присягу, которую принимают высшие должностные лица государства, народные депутаты и их помощники, судьи, прокуроры, госслужащие 1-4 категории, а также в клятву врача Украины. Таким образом, согласие на посмертное донорство станет атрибутом национальной элиты и профессионального сообщества.
3. Предоставление лицам, давшим согласие на посмертное донорство, их родственникам, а также донорам крови, права на первоочередное получение органа в случае возникновения необходимости пересадки.
4. Обеспечение возможности полного контроля за органом, ведающим вопросами трансплантации, со стороны любого гражданина.
Это может быть реализовано путем предоставления открытого доступа к обезличенной электронной базе, которая обеспечивает выбор реципиента, для всех желающих.
5. Запрет на пересадку органов украинских доноров иностранцам и вывоз органов за рубеж.
Это может быть разрешено только в случае прямого прижизненного согласия на то донора и его родственников.
Мы уверены, что решение насущной проблемы спасения жизней реципиентов, нуждающихся в пересадках, другими методами невозможно. Предложенные министерством новации, на фоне катастрофического падения доверия и при существующих рисках, может привести к самым неожиданным и печальным последствиям, таким как принудительное посмертное донорство в отношении уязвимых групп, слияние криминала и официальной медицины, массовое подписание отказов гражданами Украины и другим.
Единомышленники могут оставить свою подпись под данным заявлением.
Если Вы готовы подписаться, укажите, пожалуйста, в комментарии вашу фамилию, имя и населенный пункт, в котором вы проживаете.
Пожалуйста, перепостите этот текст, чтобы дать возможность подписаться единомышленникам из числа ваших френдов.
Напоминаю о возможности оставлять анонимные комментарии и регистрироваться под экаунтами из социальных сетей.
Также принимаются предложения по лексической, синтаксической, пунктуационной правке.
Если Вы не являетесь нашим единомышленником - пожалуйста, готовьте собственный документ и не мешайте нашей работе. Комментарии скрыты. Фамилии и имена подписантов будут вынесены в первый комментарий для сохранения анонимности ников.
СПАСИБО.