Прадо в Эрмитаже

Apr 16, 2011 00:19



Прекрасная выставка классической живописи, давненько к нам такая не приезжала. Фотографировать не разрешали (да нормально и не получилось бы), репродукции картин, о которых мне захотелось рассказать, я из сети понатаскала. Спасибо альбому, составленному pathfinder1960.

Многие картины известны по растиражированным репродукциям, но впечатляют не меньше от этого. Первым сюрпризом стала крошечная картина Рафаэля "Святое семейство" (флорентийский период).






Не ожидала я, что "Семейство" такое маленькое (не миниатюра, конечно, но всё же). Очень уж монументальная композиция. Не знаю, применим ли к картинам термин "масштабируемость", но другого не подберу - картина одинаково хорошо будет смотреться на плакате вовсю стену и на почтовой марке. В комментариях на табличке написано "Мария помогает младенцу Христу сесть на ягнёнка", но я в детстве читала любопытную книгу "Флорентийские мадонны Рафаэля" (С.М.Стам), автор которой обосновывал иное звучание: мать пытается удержать сына от пути, который закончится крестными муками, о которых напоминает впечатляющее распятие Сурбарана с донатором (заказчиком, имя которого утрачено, несмотря на выложенную монету).




Интересный портрет Филиппа II работы Софонисбы Ангиссолы. Замечательной судьбы женщина, первая известная художница Возрождения, два года училась у Микеланджело, но, не зная наверняка, что картина принадлежит её кисти, я не смогла бы узнать её по стилю. Наверное, потому что в России картин авторства Ангиссолы нет, я впервые увидела их вживую. Комично рядом с ним смотрится тот же король в изображении Рубенса. Год 1630, короля к тому времени уже больше тридцати лет как не было среди живых.





Личность интереснейшая, репутация у него стараниями Шарля де Костера и многих других мрачная, но есть и другие мнения, отмечают, например, королевский трудоголизм.

Великолепен Эль Греко. Нам привезли знаменитейшие шедевры - "Несение креста",




"Портрет неизвестного",




"Святое Семейство".




Трогательна мадонна-ребёнок Мурильо. Богоматерь у него всегда очень юна, даже если изображено вознесение (как у нас в Эрмитаже).




Толстая Мария Медичи кисти Рубенса. На мой взгляд, портреты Рубенса гораздо интереснее изобильной плоти на работах, ставших притчею во языцах ("рубенсовские женщины").




Вкусные натюрморты Мелендеса - не этого художника раньше. По-крестьянски основательные - разнообразия еды мало, но кусок так кусок. Из серии "не ходи в музей голодным" ("Натюрморт с куском лосося, лимоном и тремя сосудами").




Принцессы и королевы времён и кисти Веласкеса производят впечатление очень несчастных. Если почитать биографии - неудивительно. Вот мать - Марианна Австрийская, жена Филиппа IY, портрет работы Веласкеса.

Инфанта Маргарита, прелестный ребёнок, главная героиня знаменитых "Менин" Веласкеса, выросла, вышла замуж за австрийского императора и после рождения шестого ребенка она умерла в возрасте 21-го года. Нам привезли портрет Маргариты работы Хуана Баутисты Мартинеса дель Масо (не нашла ничего об этом художнике), официальный, но, что редко - женщина изображена в трауре (по отцу, Филиппу IY).





Родители Маргариты были дядей и племянницей, родственные браки Габсбургов привели к вырождению династии. Последний испанский король из них, Карл II, брат Маргариты, был инвалидом. Смотреть больно, даже изображёние верхом на коне-тяжеловозе не скрывает уродства (но портреты, где лицо короля изображено крупным планом - вообще ужас).




В годы формального правления Карла II, когда несчастный король был ребёнком, посольство России (тогда ещё Русского царства) в Испании возглавлял (1667-1668) Пётр Иванович Потёмкин, много ездивший по Европе, по службе у царя Алексея Михайловича налаживая дипломатические связи. На выставке можно полюбоваться его портретом кисти Хуана Карреньо де Миранда.




Карл II не имел потомства (хотя был дважды женат, очень любил первую жену), и после его смерти разгорелась война за испанское наследство, по результатам которой испанский престол заняли более-менее живенькие Бурбоны. Я обратила внимание на второе поколение королей из этой династии, портреты кисти Менгса: принц и принцесса Астурийские (титул испанских престолонаследников, как принцы Уэльские в Англии), Карлос и Мария-Луиза Пармская. Меня они заинтересовали как будущие король и королева, при которых работал Франсиско Гойя (только они были к тому старше, Мария-Луиза на полотнах Гойи - настоящая баба-яга). Их потом Наполеон скинул.





Гойя хорош весь. Парадный рожёр короля Фердинанда VII, вернувшегося на трон после поражения Наполеона и основавшего в 1819 году музей Прадо и замечательный старик генерал де Уррутия, получивший от Екатерины II орден святого Георгия за участие во взятии Очакова.





Очаровательная пастораль "Сбор винограда" - трудяги работают на заднем плане, богачи в изящных позах вкушают плоды,




и позирующая в одеянии, похожем на ночную сорочку, красавица-маркиза де Санта-Крус, наверняка своим видом вызвавшая бы ужас почтенных предков. Гойя был изрядным сатириком.




Аристократы, пока их революция не шуганула, в XVIII веке баловались просвещением - любовались на запуск шара Монгольфьера, например ("Подъем шара Монгольфьера в Аранхуэсе" 1784).




Развлечения бывали всякие, не обходилось без шутов (на выставки аж три портрета). Выложу не очень известный (по сравнению с веласкесовым) "Портрет Пехерона шута графа Бенавенте и великого герцога Альба, 1559-1561, кисти . Антониса Мора.




Вот так я сходила на выставку. Сделать полноценный обзор задачи не ставила, что приглянулось, о том и написала.

Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up