Нравотрясение на Гаити

Jan 22, 2010 21:34

Интернет-атеисты (есть такая секта) бросились кидать грязью в нашего Патриарха за его слова о том, что не столько земля потряслась на Гаити, сколько нравственные устои жителей этого несчастного острова(см. о этом http://gurbolikov.livejournal.com/265592.html).

Слово Патриарха Кирилла:
Весь мир всколыхнула трагедия Гаити. У этой страны тяжелая судьба. В свое время, когда она была французской колонией, там находились тюрьмы, куда из Франции отправляли людей на пожизненное заключение. Это был страшный уголок мира. Потом страна освободилась от колониального ига, но, к сожалению, в отличие от своего соседа - Доминиканской Республики - не смогла наладить жизнь и встать на тот путь развития, который привел бы людей к благополучию. Мне приходилось бывать на этом острове, разделенном между двумя странами: Доминиканская Республика и Гаити воспринимаются как два мира. Одна часть острова процветает, в другой царят преступность и политическая нестабильность.
Теперь же тяжкие проблемы этой части острова многократно усугублены катастрофическим землетрясением. С экранов телевизоров мы видим бездну человеческого страдания.
Казахстан, как и другие страны, не понаслышке знает, что такое землетрясение. Обычно в случае тяжких природных катастроф люди организуются, начинают помогать друг другу, создавать условия для реализации внешней помощи. На Гаити же мы сейчас видим нечто противоположное: люди погибают от голода, жажды, болезней и от рук преступников; можно представить себе, в каком аду сейчас находятся жители Гаити.
У нищеты, голода, преступности, наркомании, коррупции, на фоне которых развивается человеческая трагедия в этой разрушенной землетрясением стране, много исторических, экономических политических, социальных, климатических причин; в конце концов, велика роль личности в истории. Однако нельзя забывать, что именно глубинное состояние человеческого духа лежит в основе многих проблем современного общества - от наркомании и преступности до загрязнения окружающей среды.

Для сравнения - из сегодняшней либрельной "Новой газеты":
Гаити. Потрясение устоев
17 октября 1989 году в области залива Сан-Франциско в Северной Калифорнии произошло крупное землетрясение. Сила подземных толчков составила 7 баллов по шкале Рихтера. 63 человека погибли. На прошлой неделе крупное землетрясение силой в 7 баллов произошло недалеко от города Порт-о-Пренс на Гаити. По оценкам Красного Креста, погибло от 45 до 50 тысяч человек.
Эта история не о природных катаклизмах. Это история о нищете. О плохо построенных зданиях, неразвитой инфраструктуре и ужасной работе государственных служб.
Свыше 10 тысяч организаций выполняют миссии на Гаити. По некоторым оценкам, там самое большое в мире количество НПО на душу населения. Эти святые люди работают на износ, но сколь велики бы ни были их усилия, они не приводят к переменам.
Пришло время сосредоточить усилия по борьбе с бедностью на скользком вопросе культуры. Почему Гаити - такая бедная страна? С одной стороны, ее история - история притеснений, рабства и колониального господства. С другой стороны, на Барбадосе было все то же самое, а дела там идут неплохо. Гаити пострадала от безжалостных диктаторов, коррупции и военных вторжений. Но Доминиканская Республика тоже прошла через это. Они с Гаити расположены на одном острове, но граница между ними представляет один из самых ярких контрастов на земле: деревья и прогресс на одной стороне, сведение лесов, нищета и ранняя смертность - на другой.
Как объясняет Лоуренс Харрисон в своей книге «Главная правда либерализма», Гаити, подобно большинству беднейших стран мира, попала в сложную сеть культурных влияний, работающих против прогресса. Сюда входит влияние религии вуду, чьи последователи уверены, что жизнь слишком капризна, чтобы планировать наперед. Сюда же входит высокий уровень общественного недоверия. Воспитание детей приводит к пренебрежению ими в младенчестве и жестоким наказаниям в 9-10 лет.
Все мы теоретически должны уважать чужую культуру. Но некоторые культуры меньше предрасположены к прогрессу, чем другие. Только что мы стали свидетелями того, как одна такая культура усугубила последствия трагедии.
Покойный политолог Самюэль Хантингтон признавал, что культурные перемены даются тяжело, но после серьезных травм культуры меняются. Это землетрясение было настоящей травмой. Вопрос теперь в том, продолжит ли мир жить так, будто ничего не случилось.
Дэвид Брукс
22.01.2010

***
Мой комментарий:

Все репортажи с Гаити говорят о том, как иностранцы помогают гаитянцам, а сами местные жители заняты тем, что грабят друг друга, развалины и иностранные гуманитарные миссии и склады.

Мыслимо ли такое поведение среди жителей разрушенного Спитака?

Патриарх, Опровержения, СМИ

Previous post Next post
Up